14.02.2011, 17:33
|
Язык оригинала: Русский
#13
|
Гуру
Регистрация: 13.02.2009
Сообщений: 7,384
Спасибо: 3,976
Поблагодарили 4,028 раз(а) в 1,687 сообщениях
Репутация: -2
|
Цитата:
Сообщение от Станиславский
Действительно, очень интересная и важная тема. Огромное спасибо за ее открытие.
Я бы здесь хотел коснуться вот какого аспекта. Исповедуемый Романом Ингарденом феноменологический метод в подходе к восприятию абстрактного искусства, безусловно, очень важен и продуктивен. Однако, попробуем посмотреть на этот вопрос с другой стороны – со стороны «метафизики» абстракции. И здесь, разумеется, необходимо обратиться к открытиям в психоанализе. Фрейд постулировал существование в человеке огромной труднопостижимой для изучения сферы – бессознательного. Именно к ней, по моему убеждению, в первую очередь и апеллирует абстрактное (или нефигуративное) искусство. В противоположность искусству фигуративному, которое в первую очередь обращено к нашей сознательной сфере и укоренившимся там представлениям о форме, композиции, структуре пространства и т. п. Наши сознательные установки в некотором смысле мешают более глубокому проникновению в бессознательное послания художника. Абстрактное же искусство снимает все барьеры для такого проникновения и напрямую апеллирует к нашим психологическим глубинам. Вспомним также о широчайшем распространении так называемой проективной психологии, когда использование абстракции служит ключом к глубинным пластам человеческой психики и помогает человеку глубже понять источник тех или иных своих взглядов на мир, действий и поступков. Простейший пример – пятна Роршаха (приложение).
И здесь возникает вопрос: правильно ли применять к оценке абстрактного (нефигуративного) искусства те же критерии, что и к искусству фигуративному, учитывая тот факт, что они обращены к разным сферам человеческого сознания?
|
ПОСЛЕДНЯЯ И САМАЯ ГЛАВНАЯ ОЦЕНКА БУДЕТ В в рублях, долл. и в евро.
Сложите бумагу в двое и налейте в середину чернил или гуаши и получите свое оррригиналное пятно.
|
|
|