Показать сообщение отдельно
Старый 14.02.2011, 13:49 Язык оригинала: Русский       #4
Авторитет
 
Аватар для Art-lover
 
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Peter Посмотреть сообщение
Art-lover, попробую обобщить по своему. Живопись по конечной задаче( цели ) выражения можно поделить на три вида: материальную формосписывающую(предметную), душевную ( скорее предметную, чем безпредметную) имеющее эмоциональное воздействие, а также духовную (как предметную так и абстрактную) Нахождение духовной составляющей в живописи есть наивысшее ее содержание не требующее при созерцательном переживании наличия прдметных форм.
Peter, в своем вопросе Вы соотносите живопись с теософской вертикалью планов (материальный - астральный - ментальный) и связанной с последней иерархией ценностей (материя - душа - дух). Соответственно с этим Вы определяете иерархию задач живописи.

Ингарден же не дает предписаний в отношении целей живописи, его задача - описательная: разобраться, почему шедевр отличается от мазни или безразличной ремесленной поделки. Высшую ценность картины он полагал в присутствии "образа", гармонической (возможно, включающей в себя и работающие на образ дисгармонии), сложно организованной, внутренне связанной целостности эстетических и художественных качеств. Причем эту синтетическую ценность картины он рассматривал как качественно определенную, т.е. не сводимую к другим ценностям и, следовательно, выпадающую из иерархий:
"Так, например, произведения Рембрандта будут прекрасными по-иному, чем картины Рафаэля или Леонардо да Винчи. И почти нельзя сказать, что произведение одного более высокое, чем другого, что, например, автопортрет Рембрандта в феске прекраснее какого-либо портрета Леонардо да Винчи либо его Монны Лизы."

Теория, согласно Ингардену, может поставить проблему создания такой высшей синтетической цельности, но не в состоянии решить ее. А стало быть, не может указать мастеру как и что ему делать. Достижение этой цельности - сродни чуду; выразить все богатство содержания шедевра в понятийной форме также невозможно:

"...это уже иная основная проблема: какие и в каком подборе качества, безразличные в ценностном отношении, должны выступать в какой-либо вещи либо быть созданы нами, чтобы они стали эстетически значимыми, respective художественно ценными, и чтобы они могли приводить к конституированию произведения искусства. И надо сказать, большие художники своими творческими актами, как правило, успешно разрешают эту проблему, хотя обычно более или менее глубоко не осознают ее. Но такой практический успех сам по себе еще не ведет к теоретическому разрешению вопроса и к его понятийному выражению. Поэтому теория искусства, как и сама теория эстетических ценностей, отстает от творческой деятельности художников и, как правило, предстает пред нами лишь как чисто научная проблема". (Ингарден) (выделено мной)

Что до "духовной составляющей", то ее можно соотнести с тем, что Ингарден называет "метафизическими качествами". Вот интересный фрагмент из книги "О структуре картины", проясняющий вопрос о возможности отражения этих качеств в абстрактной живописи:
Цитата:

...существуют эстетически ценные моменты самих предметных структур.
Например, некоторая структура может быть запутанной или прозрачной, сложной или простой, легкой (изящной) либо тяжелой, ритмичной или неритмичной (более обще: немузыкальной), динамичной или статичной и т. д. Такие эстетически ценные моменты структур (форм в некотором специальном значении) являются чем-то качественным.
К ним относятся также и «метафизические качества» (в моей терминологии), которые возникают из предметных ситуаций, в особенности из всякого рода человеческих дел. ... Это такие качества, как высокий либо низкий характер предмета или предметной ситуации, трагедийность, вызывающее ужас, непонятность, демонический характер какого-то поступка, святость либо, наоборот, «греховность», экстаз восторга либо мертвая тишина вечного покоя- и т. д.
Читать дальше... 

Качества последнего рода не являются просто какими-то особенными свойствами предметов (вещей), но обычно это и не черты тех или иных психических состояний. Это своего рода специфическая атмосфера, обволакивающая те или иные человеческие либо надчеловеческие события или ситуации. Это такие качества, которые как бы обволакивают людей и вещи, находящиеся в определенной ситуации или в определенных фазах своего развития, — качества, которые все в них пронизывают и освещают, придавая им какое-то неповторимое очарование. Это присущее им всем очарование (которое имеет различные оттенки и степени интенсивности) нас особенным образом душевно приподнимает, особенно тогда, когда благодаря различным обстоятельствам мы воспринимаем метафизические качества как бы в некотором отдалении, при некотором ослаблении интенсивности, с какой они воспринимаются нами в реальной действительности. Обычно это происходит, когда мы имеем дело с произведениями искусства, в которых эти метафизические качества раскрываются перед нами. Присущее им очарование приводит нас в состояние своего рода экстаза и удовлетворяет нашу жажду метафизического (причем независимо от того, будем ли мы в теории метафизиками или антиметафизиками, спиритуалистами или материалистами). Материалист или позитивист в философской теории одинаково переживает воспринятые в произведении искусства метафизические качества, что и рьяный «метафизик»-спиритуалист. Самое большее, первых будут больше привлекать одни метафизические качества, проявляющиеся в природе или в искусстве, а вторых — новые. Так вот, сама проблема существования или несуществования такого рода качеств не имеет ничего общего со спорами относительно метафизики или с борьбой против нее. В данную минуту нам важно и существенно лишь то, что метафизические качества, во-первых, представляют собой важный в эстетическом отношении фактор произведения искусства и, во-вторых, что они свойственны каждому типу произведений искусства, будь то произведение литературы, музыки, живописи, скульптуры либо архитектуры.
Этим самым мы разрешили и другой вопрос, который мог бы возникнуть применительно к произведениям живописи, а именно: обнаруживаются ли метафизические качества лишь в картинах с литературной темой или же они присущи и другого рода картинам, например портретам, «чистым» картинам, изображающим те или иные предметы, а также картинам «абстрактной» живописи. Несомненно, в картинах с литературной темой возможность появления метафизических качеств большая, чем в «чистых» или «абстрактных» картинах, ибо для них открыта область человеческих судеб, событий, конфликтов и т. д.

Но точно так же, как такого рода качества существуют в физических предметах и событиях, случающихся в природе, они присущи и произведениям живописи, не только лишенным литературной темы, но и не содержащим в себе фактора человеческой психики (который имеется, например, в портрете). Иначе говоря, это картины так называемой мертвой натуры либо чисто абстрактные картины.




Последний раз редактировалось Art-lover; 14.02.2011 в 15:25. Причина: добавлен текст
Art-lover вне форума   Ответить с цитированием
Эти 14 пользователя(ей) сказали Спасибо Art-lover за это полезное сообщение:
DSF (16.02.2011), fross (19.02.2011), iside (14.02.2011), Jasmin (22.02.2013), LCR (14.02.2011), Peter (14.02.2011), prosto_valentina (13.03.2011), qwerty (14.02.2011), Samvel (17.02.2011), Елизавета (31.03.2011), Маруся (16.02.2011), Самвел (14.02.2011), Станиславский (15.02.2011), таша (14.02.2011)