Главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова пояснила GZT.RU, что работы для резиденций подбирают не их хозяева или сотрудники аппарата, а работники музеев. «Здесь речь идет не о личных вкусах»,— отметила она.
Работы из Третьяковки, оказывается, тоже находятся в одной из резиденции президента. Дмитрий Медведев имеет возможность любоваться сейчас 15 экспонатами из собрания ГТГ— все они находятся в кремлевской резиденции. «Это 11 произведений живописи и четыре скульптуры»,— уточнила Городкова. Среди этих экспонатов по одной работе Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Исаака Бродского и Юлия Клевера.
«Мы подбирали картины в зависимости от помещений, для которых предназначаются эти конкретные произведения»,— рассказала Гордкова. Работы экспонируются в помещениях, где проходят международные переговоры, встречи на государственном уровне и другие официальные мероприятия. «У этих помещений определенная архитектура, от этого зависит масштаб и размер произведений, которые мы туда подбираем»,— объяснила главный хранитель ГТГ.
Она отметила, что все картины находятся под стеклом— «это дополнительная защита». Кроме того, сотрудники музея следят, чтобы рамы, обрамляющие полотна, соответствовали «времени и стилю пространств, в которых они экспонируются». Важно также, чтобы картины соответствовали друг другу, поэтому «подбираются произведения одной эпохи, они близки стилистически».
Практика передачи художественных произведений на временное экспонирование, рассказала Городкова, «восходит к советским временам». Тогда в Кремле экспонировалось большое полотно Бориса Иогансона «Выступление Владимира Ильича Ленина на Третьем съезде Комсомола», огромный холст 3,5 х 5 метров, а также картина Валентина Серова «Ленин на трибуне» из собрания Третьяковской галереи. С началом перестройки их забрали обратно в родной музей «по взаимному желанию».
Во времена Бориса Ельцина, после окончания реконструкции Большого Кремлевского дворца, эта практика возобновилась, и пока она сохраняется. Городкова рассказала, что во времена Ельцина «встал вопрос о небольших пейзажах, в основном это вторая половина XIX века». Тогда Шишкин, Айвазовский и другие и обосновались в Кремле.
Передача картины требует целого пакета документов
Все музеи России выдают хранящиеся в их коллекции произведения для временного экспонирования только на законных основаниях, подчеркнула хранитель ГТГ. «Порядок выдачи всех произведений из музейных собраний— это понятие юридическое. Он осуществляется согласно закону о Музейном фонде Российской Федерации. Этот порядок единый, куда бы мы не выдавали художественные произведения»,— пояснила она.
В каждом отдельном случае оговариваются условия их сохранности и контроль за ними со стороны музейных работников. «Между музеем и учреждением, которое принимает на себя ответственность, заключается договор, в котором прописываются все условия»,— рассказала Городкова.
«Если срок экспонирования достаточно длительный, тогда мы обязательно предусматриваем возможность регулярного контроля сохранности нашими специалистами,— отметила хранитель.— В каждом конкретном случае определяется, как часто наши специалисты выезжают на место и проверяют состояние сохранности произведений. Они внимательно осматривают каждое произведение, сверяют с прежними данными и оценивают, в каком состоянии оно находится сейчас».
О том, в каком состоянии экспонат находился в момент передачи, можно узнать из «подробного паспорта сохранности», в котором есть текстовое описание и изображение предмета. В момент передачи обе стороны устраивают совместную сверку и подписывают акты, в которых присутствует подробное описание состояния каждого произведения.
Городкова пояснила также, что в договорах, составленных музеем, иногда присутствует такой пункт: «музей оставляет за собой право досрочного прекращения срока экспонирования, если в силу ряда причин, иногда не связанных впрямую с условиями экспонирования, мы принимаем решение, что лучше, чтобы это произведение покинуло пределы экспонирования и вернулось домой». Она сказала, что подобные ситуации «редко, но бывают».
Музей готовит пакет документов, который направляется в Министерство культуры для получения разрешения на временную выдачу. В этом пакете главное— договор между музеем и принимающей стороной и протокол Реставрационного совета музея. Реставрационный совет решает вопрос о выдаче конкретных произведений. Этот коллегиальный орган определяет, можно ли выдать музейный экспонат или нет, и дает все рекомендации по вопросам упаковки, транспортировки, экспонирования и так далее.
Картины в апартаментах президентов
Подобная практика передачи музейных экспонатов в президентские резиденции существует во всем мире. К примеру, в США каждый новый президент может по-своему украшать свои личные покои, а также левое и правое крылья Белого дома картинами, выбирая их из коллекций ведущих американских музеев. Они «одалживают» полотна на время президентского правления. При этом вкусы президентов и их супруг обычно становятся достоянием гласности.
Мишель Обама, собираясь поселиться в Белом доме, вместе с декоратором Майклом Смитом внимательно изучила сайты Национальной галереи искусства, Музея и сада скульптур Хиршхорна и Смитсоновского музея американского искусства. Она отобрала для интерьеров Белого дома 45 полотен, продемонстрировав широту взглядов и хороший вкус: в списке работ были знаменитые абстракционисты Марк Ротко и Джаспер Джонс, произведения американских художниц, в том числе ученицы знаменитого Диего Риверы Луизы Невельсон, живопись негритянской художницы-экспрессионистки Альмы Томас.
Хиллари Клинтон в свое время повесила в Белом доме абстракционистские полотна Василия Кандинского и работы абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга. Жаклин Кеннеди была поклонницей Поля Сезанна.
http://www.gzt.ru/topnews/society/-v...i-/328597.html