В промежутке между последними сообщениями от redbor и Amateur отправил свое, но оно сперва "криво" отображалось, а потом вовсе испарилось - наверное лихорадит серверы форума.
Пробую продублировать.
Всем спасибо за помощь.
Вот что вырисовывается в итоге.
Гвидо Рени многократно повторял и варьировал найденный им образ страдающего Христа с характерным поворотом головы и устремленным к небу взглядом. Этот образ, произведший сильное впечатление на современников Рени, сразу начал копироваться и использоваться в работах эпигонов. Популярность сюжета привела к его быстрой миграции по всей Европе, чему способствовали многочисленные эстампы, отталкивающиеся от разных версий этих картин. В частности, c 18-го века сюжет привился и к русской иконописной традиции (см. картинку1)
Очевидно, некоторые из поздних копиистов (18-19 вв.) сюжета были знакомы с разными "изводами" Ecce homo и прибегали к контаминации отдельных деталей из разных живописных и печатных версий. Это могло выражаться и в том, что в поисках "повышенной выразительности" копиистами и эпигонами менялись черты лица Ииисуса при сохранении прочих атрибутов оригинального источника.
В результате мы имеем множетво гибридных линий, разобраться в родословной которых весьма сложно.
Конкуренция в сфере печатной продукции привела в целом к победе дрезденского и "римского" вариантов картины Рени. В некоторых эстампах наблюдается взаимовлияние этих главных линий.
Прилагаю (картинка 2 и далее) несколько характерных печатных версий.
Первая гравюра из этого ряда входит в состав изданной в 1877 коллекции гравюр "Gems of the Dresden Gallery" и представляет, видимо, одну из самых удачных (из имеющихся в сети) репродукций популярной картины из собрания Дрезденской галереи. Эта картина представлена в Нете только в виде открыток и гравюр. Оригинал, как отметил Amateur, не сохранился. Следующее изображение (его источник не указан) представляет ту же картину в цвете. Еще одно изображение - старинная открытка - тоже дает хорошее представление об оригинале. Следующие три карточки - это уже типичная "открыточная" продукция.
Последнее изображение - французская анонимная гелиогравюра - отсылает нас уже к другому варианту "Христа в терновом венце" Рени, представленному в Риме и в Эскориале (Испания).
Снимки этих и еще ряда относящихся к теме работ - в следующем сообщении.
Последний раз редактировалось Art-lover; 08.02.2011 в 20:45.
|