Показать сообщение отдельно
Старый 21.01.2011, 01:19 Язык оригинала: Русский       #5
Гуру
 
Регистрация: 15.09.2009
Адрес: Киев
Сообщений: 3,066
Спасибо: 385
Поблагодарили 3,134 раз(а) в 1,448 сообщениях
Репутация: 6243
По умолчанию В.Издебский- первые Салоны авангарда - Одесса

Может Одесса была провинциальным городом, её жители не представляли, что происходило в мире искусства? Поэтому преувеличивали умения местных художников. А те оказались не интересны впоследствии и поэтому о них забыли. Но это было не так,- достаточно всомнить :

"Интернациональные выставки 1909– 1911 года, “Салоны” В. Издебского, сыграли огромную роль в переломе художественных вкусов и мировоззрения студенческой молодежи. Они оказались своеобразным знаком утверждения на русской почве искусства авангарда, подняли престиж молодых отечественных художников, которые ничем не уступали западноевропейским мастерам. В Одессе, кроме наследства Общества южнорусских художников, которое абсолютизировалось в советский период, существовало искусство авангарда, знаменитые “Салоны Издебского” 1909– 1911 гг., в организации которых активную роль сыграл В.В. Кандинский.

Задумав устроить выставки современного искусства, их распорядитель дважды, в 1908 и 1909 годах, выезжал в Европу: 15 августа “Одесские новости” писали: “Для личного приглашения известных художников мероприятия г. Издебский выехал в Вену, Берлин, Мюнхен, Париж, и Рифма” . Его брат Вячеслав Издебский и П.Патиниоти занимались организацией, приемом и страхованием работ на месте.
Ему на тот момент было лишь 27 лет. В предисловии к каталогу В. Издебский отмечал: “Цель этого “Салона” – представить картину современного художественного творчества.. дать при этом возможность высказаться представителям всех направлений – от классического академизма, импрессионизма, который победный шагает всеми ступеньками, к последним граням, к последней красочной глубине” .
4 декабря 1909 года состоялось открытие . До конца работы Салона “Одесские новости” поместили около 70-ти разных публикаций, а “Одесский листок” – к 40-а. Экспозиция “Салона” была развернута в прежнем дворце князей Гагариных.
Читать дальше... 
“Картины размещены в многочисленных залах, роскошно декорированных под стиль разных школ и направлений”; “выставка занимает близко 14- ти комнат”; “нужно каждой комнате посвятить день”. Журналистов поразил небывалое количество зрителей и активная покупка картин. Газеты систематически отмечали: на 2- ий день: “В течение всего дня выставку посетило свыше 400 лиц... продано несколько картин”; на 3-й день “Салон” посетило свыше 900 лиц”; “продано 18 картин на 4500 руб.” “Придется, конечно, удивляться тому, как один человек, без всяких помощников, смог в Одессе осуществить такое дело . В каталоге Салона значилось 746 номеров работ и 141 фамилия художника. Среди них – представители “Мира искусства”, "куинджисти”, Союзу русских художников, “южнорусских”, Нового художественного общества Мюнхена, будущего “Бубнового валета” и многих других течений, русских и западноевропейских. Русское искусство представляли Л. Бакст, И.Билибин, И.Бродский, В. и Д. Бурлюки, И. Грабарь, В. Кандинский, Е. Лансере, А. Лентулов, И. Машков, Г. Нарбут, В. Фалилеев, О.Екстер, А. Явленский, Г. Остроумова-Лебедева но др.
Из Одессы было 15 художников, среди них: Е. Буковецкий, М. Гершенфельд, Т.Дворников, Б. Едуардс, П. Волокидин.
Иностранных: П. Боннар, Ж. Брак, М. Вламинк, М., Дени, К. Ван-Донген, А. Марк, А. Матисс, Г. Мюнтер, А. Руссо, П. Синьяк, А. Ле Фоконье и др.

На третий день после открытия выставки ее посетил К. Костанди. В зале иностранной живописи в присутствии публики состоялась ссора между В. Издебским и К. Костанди. Всегда скромный и тихий Костанди в достаточно резкой форме обвинил хозяина “Салона” в “надувательстве провинциальной публики, которая мало разбирается в вопросах искусства, особенно живописи”.
Издебский в ответ обвинил К. Костанди в непонимании сути новаторского искусства, в отрицании прогрессивной роли новаторства и в пятнании иностранных авторитетов.
Из письма до редакции “Одесских новостей”: “К.К. Костанди позволил себе самым неожиданным для меня чином облить меня публично потоком ругательств ... Я предоставляю этическое осуждение ... рассмотрению третейского суда, которое и предлагаю г. К.К.Костанди”.(В. Издебский). Из письма в редакцию “Одесского листка”: “В воскресенье, 6 декабря, во время обзора мной выставки, ко мне подошел г. Издебский ... На вопрос Издебского, как устроена, по моему мнению, выставка, я ответил, что можно было бы тем же материалом воспользоваться более выгодно для успеха выставки”. “Вы дали лучшие места преимущественно плохим картинам, а лучшие вещи спрятали в темные углы”. На это получил следующий, обидчивый очень ответ: “Вы, как академист (предоставляя этому слову обидчивого значения “рутинера” и тому подобное), не можете правильно понимать эти произведения”. Такой ответ от прежнего ученика, который знает.. как я смотрю на искусство и ценю все живет, мне выдалась к такой мере грубой, обидчивой и неожиданной, что я, не владея собой, резко ответил Издебскому, о чем сожалею. (К.К. Костанди). (он достаточно понятно обозвал Издебского “дураком”).

Инцидент между К. Костанди и В. Издебским приобрел широкий резонанс в прессе. И как следствие конфликта, много одесских экспонентов отказались от последующего участия в выставках. Работа Салона в Одессе завершилась 24 Работа Салона в Одессе завершилась 24 января 1910 года. Выставки первого Салона должны были побывать в Одессе, Киеве, Петербурге и Риге.
“Салон” значительно повлиял на воспитание киевской художественной молодежи, об этом вспоминали впоследствии О. Осмеркин, Б. Лившиц: “Выставка Издебского сыграла решающую роль в переломе моих художественных вкусов и убеждений”.
В одесском каталоге насчитывалось 746 номеров, в киевском – 776, в петербуржском их количество снизило до 656, а в рижском – до 617. 19 апреля 1910 года состоялось открытие “Салона” в Петербурге. Известный конфликт, который возник в “Салоне” во время посещений его И. Репиним, К. Чуковский вспоминал так: “Илья Ефимович приехал на выставку.. вошел в зал, предпринял шаг до одной картины, к другой, оглянулся по сторонам и закричал на всю выставку: “Сволочь!” И затопал ногами, и стал делать такие движения, будто хотел истребить все вкруг”.

По аналогии к первому, второй “Салон” планировался сначала на конец 1910 – начало 1911 года. Заблаговременно были заготовленные афиши и клише для обложки будущего каталога с заглавием “1910/11 “Салон-2”. Эту работу взял на себя В. Кандинский, который проживал в Мюнхене. Открытие “Салона” раз за разом откладывалось. Наконец 6 февраля 1911 года появились объявления: “Салон” Владимира Издебского... Сегодня открытие в 12 час. дня. Выставлено 450 полотен”. В каталоге второго “Салона” названо 57 фамилий, 442 произведения, а также не расшифрованные рубрики, “Детские рисунки” и “Промышленный отдел”.
Во втором “Салоне” исчезли все иностранные художники, кроме Г. Мюнтер. Здесь преобладали произведения представителей “Бубнового валета” В. Кандинского (54 номера), Д. Бурлюка (26), Н. Гончаровой (24), П. Кончаловского (15), М.Ларионова (22), И. Машкова (17)... Члены ТЮРХ не участвовали во второй выставке. Среди одесских художников свои произведения показали сам распорядитель и М. Гершенфельд.
Куплено было значительно больше, чем в первом “Салоне”: “Невзирая на явную недружелюбность большой публики к новому искусству, картины левых художников, выставленные в “Салоне”, очень бойко продаются”.
Успех второго “Салона” превзошел все ожидания: “Выставку посетили свыше 3 тысяч лиц. Половина посетителей – ученики." Из-за отсутствия средств маршрут “Салона – 2” был ограничен южными городами. После Одессы его экспозиция открылась в Николаеве. В Херсоне выставку также посетило более 1000 человек, что было исключительно для того времени.
Не смотря на художественный и публичный успех, Салоны оказались чрезвычайно неудавшимися материально и не имели продолжения.
В 1913г. Издебский покинул навсегда Одессу и поселился в Париже. В 1941г. он переехал в США, где и оставался до конца жизни- 1965г." О.Пунгина




Последний раз редактировалось Fed; 21.01.2011 в 01:30.
Fed вне форума   Ответить с цитированием
Эти 11 пользователя(ей) сказали Спасибо Fed за это полезное сообщение:
Allena (04.02.2011), SAH (20.02.2011), Santa (18.12.2011), Tana (21.01.2011), uriart (22.04.2011), vyadem (21.01.2011), Вивьен (02.02.2011), Ильин (18.12.2011), Люси (25.04.2013), олег назаров (27.04.2011), Самвел (27.04.2011)