Так вот, мы с мужем приехали перед первым аукционом для просмотра коллекции на предмет подделок. Очень много вещей пришлось отвести - как подделок, так и икон практически полностью переписанных, с полной утратой авторской живописи. Мария этого, к сожалению, не углядела. Она ведь специалист по греческим иконам. У неё хорошее образование, хорошая школа, но греческая икона и икона русская - две большие разницы. Я греческую икону атрибутировать никогда не возьмусь. Там совсем другая техника, другие законы реставрации, стиля. Правда, специалисты и эксперты на западе не рассматривали её (Пафити - RAM) очень серьёзно и в отношении греческого искусства... Мы Марию тогда спасли, убрали подделки с аукциона.
Другое дело, что в первом каталоге было много более чем посредственных вещей. Там даже на обложке ”Патриарх Иов” - обрезанная икона, просто кусок, фрагмент. Цена ей - три с половиной тысячи, а продана она была за бешеные деньги (сто двадцать две тысячи долларов - RAM). Просто потому, что на обложке. Вот с этого Макдугалл начинал свою “иконную деятельность”.
RAM: В качестве главного эксперта Вы подготовили два аукциона - декабрьский и, только что прошедший, июньский...
ИШ: Вы знаете, к каждому своему заключению я относилась, как врач к диагнозу. Свою точку зрения старалась отстаивать до последнего. Кстати сказать, ни одно моё заключение никогда профессионально никем в Макдугаллс не оспаривалось. Я считаю, что каждый каталог должен быть серьёзной публикацией, служить подспорьем в научной работе, а не превращаться в макулатуру с последним ударом молотка.
Но, бывали случаи, когда мне выкручивали руки, уговаривали согласится на датировку. Так было с одним из топ-лотов декабрьского аукциона, в основе своей - иконе 17-го века, но позднее сильно “доработанной”. Выставили её как 17-ый, без оговорок, для того только, чтоб продать. По очень высокой цене. Я заявила, что ставить под этим свою фамилию не буду, сказала, что уйду.
RAM: Но не ушли.
ИШ: Уговорили. Мы ещё на что-то надеялась. Мы - это я и мой муж Николай Задорожный, который возглавляет музей русской иконы в Москве. Он его директор. Роскошный частный музей, созданный Николаем на средства владельца (Михаила Абрамова - RAM) за три года. Так вот, после первой неудачи (в декабре 2009 года - RAM) он предложил Екатерине (Макдугалл - RAM), что называется, взяться за аукцион - подписать с нами договор, по которому Николай будет полностью его комплектовать, подбирать весь аукционный “репертуар”, а я буду заниматься атрибуцией, экспертизой. Екатерина была этим предложением довольна, договор был подписан. Хотя было понятно сразу, что выполнять его она не собирается...
RAM: Что вы имеете в виду?
ИШ: Перед последним, июньским аукционом я все вещи просмотрела заранее. Какие-то отобрала для аукциона, какие-то нет. Приезжаю в Лондон. И здесь выясняется, что есть ещё некая партия икон. Вещи не интересные, неоправданно дорогие, которым, по моему мнению, на аукционе не место.
А меня заставляют их описать и внести в каталог. Представьте себе - за три дня до сдачи каталога в печать появляется с десяток икон, из которых три - подделки, пять - по цене двукратно выше, ещё три - вещи весьма сомнительные! Хотя надо отдать должное Екатерине Макдугалл: коммерческое чутьё у неё невероятное. Из этого десятка четыре иконы были проданы. Но дело, конечно, не в этом, а в том, что эти продажи не соответствовали ни уровню, ни цене.
RAM: А кто ещё готовил аукционный каталог?
ИШ: Все лоты проходили через меня. Екатерина Макдугалл, без всякой консультации со мной, взяла в отдел Хелен Мак Илдо-Дженкинс. Как она сказала “делать каталог”. Она хозяйка, её право брать кого угодно. Хелен - человек очень хороший. Единственная проблема в том, что она ничего в иконах не понимает. Вообще. Я это поняла через полчаса после нашего с ней знакомства. Пример: сороковой лот июньского каталога. Иконы с изображением четырёх евангелистов: Матвея, Марка, Луки и Иоанна, из которых Марк написан, что называется, вчера. Это очевидно. Но не для Хелен - для неё это было откровением. И вот она садится “делать каталог”, заказывает фотографии неизвестно какие и неизвестно для чего. Со мной не советуется никто, ни по иллюстрациям, ни по порядку размещения вещей в каталоге...
Я все силы потратила на то, чтобы отстоять вот эту фразу в описании лота: “утраченный фрагмент с изображением Евангелиста Марка при реставрации был заменён новым”. Хотя эти слова должны бы были быть в заголовке, а не в конце текста.
RAM: Отстояли, но не до конца - в интернет-версии о “замене” нет ни слова.
ИШ: Вот видите! А ведь большинство смотрит именно интернет сайт, а не бумажный каталог!
Более того, когда пришёл макет каталога, то там, в описании сорокового лота, из четырёх абзацев осталось всего два - первый и последний. Середины - как не бывало. Екатерина решила сократить текст ровным счётом ничего в иконах не понимая. Я же профессионал, а не выпускница университета с трёхлетним стажем работы. Я работаю с лучшими издательствами мира! Раз пригласили специалиста, так наверное и слушаться должны как-то.
RAM: Неужели всё так плохо?
ИШ: Мне, с одной стороны, не хочется выставлять всё в негативном свете. В конце концов, Екатерина делает своё дело, это её “творчество”, её бизнес. Но, с другой стороны, речь идёт об иконах - вот что грустно. Я, конечно, стараюсь себя сдерживать, как могу, негатива не выпускать. Хотя мне это не всегда удаётся...
RAM: Как вы думаете, сопоставимо ли искусство и бизнес?
ИШ: Если бы нам - мне и Николаю - дали возможность осуществить наши планы, то и аукцион был бы замечательный, и мнение об аукционном доме Макдугалл начало бы меняться. Я убеждена в том, что аукцион должен стать местом встречи коллекционеров, экспертов, знатоков иконы. Это не уменьшит, а наоборот поднимет уровни продаж, привлечёт новых покупателей. И, самое главное, поможет изменить мнение о торговле русским искусством.
Интервью записано Александром фон Ганом, 15.6.2010
P.S. Мы обратились к MacDougall Arts Ltd. с просьбой прокомментировать публикуемый материал. Этот комментарий будет незамедлительно опубликован на нашем сайте.
www.russianartmedia.com
Дата: среда, 23 Июнь 2010 Автор: Russian Art Partnership