Художник родился в 1610 году в Антверпене в семье живописца и торговца картинами Давида Тенирса Старшего (1582-1649), учился у своего отца, в мастерской которого начинал свою деятельность в 1626 году. В 1632/33 годах Давид Тенирс Младший становится членом антверпенской гильдии св. Луки.
Молодой мастер работает в самых разнообразных жанрах, пишет портреты исторических деятелей, групповые портреты членов стрелковых гильдий, религиозные, аллегорические и мифологические композиции, бытовые сцены, натюрморты, пасторали, пейзажи.
В начале 1630-х годов Тенирс испытывает влияние известного мастера бытовых сцен Адриана Браувера (1605/06-1638), о чем свидетельствуют "Крестьяне, играющие в кости". Но постепенно он перестает подражать Брауверу. Выработать свой стиль молодому живописцу помогает знакомство с творчеством Питера Брейгеля Старшего.
В определённом смысле Тенирс "породнился" с традицией брейгелевского искусства, благодаря женитьбе в 1637 году на Анне Брейгель, внучке Питера Брейгеля Старшего и дочери Яна Брейгеля Бархатного (1568-1625). Основную часть приданого Анны составили картины и рисунки её деда и отца. Изучение этих работ имело решающее значение в развитии жанровой живописи Тенирса.
В год женитьбы на Анне Брейгель Тенирс пишет первую картину на сюжет "Крестьянская свадьба". До наших дней дошли еще пять его композиций на эту тему, в том числе и эрмитажная, исполненная в 1650 году. В них Тенирс, основываясь на брейгелевской традиции, показывает за столом невесту одну, без жениха. Подобно Брейгелю он смотрит на своих героев с лёгкой иронией. Неслучайно во многих его работах, в том числе в пяти эрмитажных, непременным элементом является прикреплённый к стене рисунок мужской головы. Он служит своеобразной визитной карточкой Тенирса и воспринимается как дополнительный, помимо подписи, авторский знак.
С 1637 года начинается зрелый этап творчества мастера. Тенирс создаёт мирные, спокойные по характеру картины, в которых нет агрессивных персонажей и конфликтных ситуаций; предпочитает изображать происходящее действие не в интерьере, а на открытом воздухе, на природе ("Крестьяне, играющие в шары"). Создавая летопись фламандского быта, художник со знанием дела красочно и подробно передает сцены деревенского труда - уборку урожая, стрижку овец, охоту, рыбную ловлю, беление холстов, уход за домашним скотом и многие другие, а наряду с этим - отдых крестьян (в Эрмитаже хранятся две композиции 1646 и 1648 годов на сюжет "Деревенский праздник").
Работы Давида Тенирса Младшего из собрания Государственного Эрмитажа:
Читать дальше...
11.Искушение Св. Антония
Тенирс, Давид Младший.
Медь, масло. 36,4х47,3 см
Фландрия. Середина 1640-х гг.
Источник поступления в музей: Собрание графа С.-Р. Бодуэна в Париже. 1781
12. Караульня
Тенирс, Давид Младший.
Дерево, масло. 69x103 см
Фландрия. 1642
Источник поступления в музей: Собрание Гортензии Богарне, герцогини Сен-Лё в Париже. 1815
13. Картежники
Тенирс, Давид Младший.
Холст, масло. 39.4x52 см
Фландрия. Около 1645 г.
Источник поступления в музей: Собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон-Холле. 1779
14. Крестьяне, играющие в кости
Тенирс, Давид Младший.
Холст, масло. 26,5х36,4 см
Фландрия. 1640
Между 1763 и 1773
15. Крестьяне, играющие в шары
Тенирс, Давид Младший.
Холст, масло. 62.5x89.5 см
Фландрия. Конец 1640-х гг.
Источник поступления в музей: Собрание графа С.-Р. Бодуэна в Париже. 1783
16. Крестьянская свадьба
Тенирс, Давид Младший.
Холст, масло. 82x108 см
Фландрия. 1650
Источник поступления в музей: Собрание Ж. де Жюльена в Париже. 1767
17. Курильщик
Тенирс, Давид Младший.
Холст, масло. 18,5х22,6 см
Фландрия. 1645
Источник поступления в музей: Собрание князя Г.А. Потемкина в С.-Петербурге. 1792
18. Кухня
Тенирс, Давид Младший.
Холст, масло. 171x237 см
Фландрия. 1646
Источник поступления в музей: Собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон-Холле. 1779
19. Обезьяны в кухне
Тенирс, Давид Младший.
Холст, масло. 36x50.5 см
Фландрия. Середина 1640-х гг.
Источник поступления в музей: Собрание Гортензии Богарне, герцогини Сен-Лё в Париже. 1815
20. Пейзаж (Встреча святых Антония и Павла)
Тенирс, Давид Младший.
Холст, масло. 98х157 см
Фландрия. 1650-е гг.
Источник поступления в музей: Собрание графа Брюля в Дрездене. 1769