Гуру
Регистрация: 10.08.2008
Адрес: Russia, $ochi
Сообщений: 5,666
Спасибо: 1,397
Поблагодарили 6,209 раз(а) в 1,926 сообщениях
Репутация: 9995
|
Закончил формирование инвестиционный фонд художественных ценностей "Атланта Арт". Сумма его активов — 133,3 млн руб., содержание — рисунки и акварели Карла Брюллова, известные искусствоведам как "альбом Стефании Витгенштейн". Это первый ПИФ искусства в России.
Первый в России паевой инвестиционный фонд (ПИФ) художественных ценностей сформирован под управлением управляющей компании "Атланта". Сумма активов фонда невелика — 133,3 млн руб. ($4,4 млн), однако предусмотрена возможность дополнительного выпуска паев на сумму до $1,6 млрд. Минимальная сумма инвестирования составляет $33,3 тыс. Фонд создан на 15 лет с возможностью продления. Имущество фонда на настоящий момент — это альбом жанровых итальянских зарисовок Карла Брюллова с дарственной надписью графине Витгенштейн.
Тридцать три своих рисунка — крестьяне, монахи, уличные музыканты, красавицы — Карл Брюллов подарил в 1832 году в Риме юной графине Стефании Витгенштейн. Стефания Радзивилл, фрейлина императрицы Марии Федоровны, потом жена графа Льва Витгенштейна, с семьей которого художник был близок, скончалась в тот же год. Наследники Витгенштейнов хранили альбом полтора столетия и увезли с собой в эмиграцию. В начале 1990-х годов российский коллекционер приобрел альбом в Лондоне. Частично рисунки Брюллова из альбома показывали в музее личных коллекций в Москве, в 2000 году их можно было увидеть на выставке в московской галерее "На Неглинной".
Такой состав активов позволил ПИФу "Атланта Арт" избавится сразу от многих проблем. Во-первых, и это главное, он сформировался вовремя. Первые два ПИФа художественных ценностей, управляемые УК "Лидер" ("Ъ" писал о них), не смогли сформироваться в предусмотренный законодательством срок и были исключены из реестра ПИФов. Теперь они зарегистрированы вновь под управлением УК "Агана", и у них еще почти три месяца, чтобы собрать имущество по-прежнему на огромную сумму — ПИФ "Собрание" на $33 млн, ПИФ "Собрание. Фотоэффект" на $100 млн.
Место хранения, удовлетворяющее требованиям специального депозитария, для одной папки с тремя десятками листов бумаги найти гораздо проще, чем для десятков картин. Экспертиза здесь, по сути дела, не нужна (хотя, согласно правилам, проведена), так как у альбома полностью прозрачная владельческая и выставочная история. Страховщиком выбрана компания "АльфаСтрахование", первая проявившая инициативу в области страхования художественных ценностей и тренировавшаяся на коллекции Петра Авена.
Самый скользкий вопрос для ПИФа такого рода — оценка и периодическая переоценка активов. Произведениям искусства вообще трудно дать справедливую рыночную оценку, она искажается эмоциональным фактором — жаждой конкретного человека владеть конкретным полотном. В России еще большие трудности с оценщиками искусства — кроме компании "Арт Консалтинг" и созданной при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (объединяет полсотни московских и питерских антикваров) Гильдии оценщиков, никого и нет. Причем две упомянутые организации находятся в состоянии острого конфликта. "Атланта" прибегла к услугам Агентства оценки (с которым работает по другим проектам), и оно за основу взяло методы построения групп сравнения, расчета фактора провенанса и иррациональной премии, разработанные российско-американской компанией Skate`s Art Market Research для оценки художественных активов.
Художественная часть активов "Атланты Арт", то есть 33 графических листа Карла Брюллова, оценены в сумму около $4 млн. Ценового ориентира здесь нет: на публичном рынке ничего подобного не появлялось за последние 20 лет, за это время всего-то продано два десятка рисунков и акварелей (рекорд — £289 тыс. за акварельный портрет Джованины Пачини). Чтобы доходность ПИФа была положительной, альбом, разумеется, должен дорожать. С одной стороны, Брюллов не Пикассо (который прибавляет в цене без усилий маленького московского ПИФа). С другой — это все-таки Брюллов, и промоушен рисунков вопросов не вызовет, например на выставку их с охотой возьмет любой из крупнейших российских музеев.
Татьяна Маркина
Газета «Коммерсантъ» № 237 (4537) от 22.12.2010
|