Показать сообщение отдельно
Старый 09.12.2010, 00:54 Язык оригинала: Русский       #302
Старожил
 
Аватар для luka77
 
Регистрация: 25.12.2009
Сообщений: 652
Спасибо: 9,123
Поблагодарили 2,524 раз(а) в 496 сообщениях
Репутация: 4980
По умолчанию Макс Пенсон: классика и авангард советской фотографии

За громкими, давно и всемирно признанными именами советских фотографов 20-30-х годов XX века – Родченко, Лисицкого, Бальтерманца – немного в тени осталось еще одно имя – Макс Пенсон.

Признаться, и я до недавнего времени знал о Пенсоне немного. Вспомнить о нем, вновь открыть для себя его снимки заставила прошедшая только что в Лондоне выставка "Волшебная лейка Макса Пенсона. Узбекистан 20-30-х годов в фотографиях".

Смотреть выставку было и легко и интересно. Ее организаторы – глава лондонского отделения московского клуба коллекционеров Сергей Ревякин и московский галерист Ильдар Галиев, который, собственно, и привез фотографии Пенсона в Лондон – наперебой рассказывают и о работах и судьбе мастера.

Читать дальше... 
"За такую работу, – с гордостью говорит мне Ильдар, показывая на снимок рабочего, расставляющего в сумасшедшем геометрическом рисунке кирпичи под палящим узбекским солнцем – было бы не стыдно ни Картье-Брессону, ни Родченко".

Пенсон – сын Пена. Фамилия для молодого художника более чем говорящая, ибо уроженец Витебска Макс Пенсон, точно так же как и другой, более известный его земляк Марк Шагал – ученик Иегуды или Юрия Пена – школьного учителя искусств, благодаря которому скромный местечковый Витебск навсегда вошел в мировую историю искусств.

Макс родился в 1891 году, а в 1914-м, когда в Белоруссии начались еврейские погромы, семья переехала в Среднюю Азию, в город Коканд. Там он работал учителем черчения и рисования в местной школе. Затем каким-то образом получил первую свою фотокамеру, сделал несколько снимков в местную газету, а потом, уже в начале 20-х, его пригласили в Ташкент в редакцию газеты "Правда Востока".

Репортер

"Пенсон делал репортажи, – рассказывает Ильдар Галиев. - Он ходил по всему городу, снимал сюжеты, людей, признаки зарождающегося нового общества, нового города. Так он делал все свои снимки, включая и самый знаменитый – "Узбекскую мадонну".

"Узбекская женщина, кормящая ребенка грудью – такой снимок был тогда подлинной революцией, учитывая царившие в Узбекистане того времени суровые исламские законы, – продолжает галерист. – За такое художника-фотографа легко могли закидать камнями, что, как рассказывала дочь Пенсона Дина, нередко с ним и на самом деле происходило".

Репортажные снимки Пенсона, многие из которых делались действительно в таких вот трудных условиях, завоевали ему известность не только в Узбекистане, но и по всему Союзу.

Фотографии его стали занимать призовые места на всесоюзных выставках, появлялись на обложке знаменитого "Огонька". А однажды большой и красивый журнал "СССР на стройке" был полностью составлен из снимков Макса Пенсона – при том, что в этом журнале работали все корифеи советской фотографии тех лет во главе с Родченко и Лисицким.

А "Узбекская мадонна", о которой уже рассказывал Ильдар, в 1937 году попала на Всемирную выставку в Париж, где была удостоена Золотой медали.

Классическое наследие

Постепенно репортажные снимки становились все более и более художественными, а газетчик-репортер стал все чаще и чаще вспоминать, что изначально он на самом деле художник. Ведь даже название "Узбекская мадонна" отсылает к ценностям старой классической живописи.

"Глядя на его фотографии 30-х годов, поражаешься сакральному отношению к истории живописи, к историческому художественному наследию, которое он великолепно знал, - продолжает Ильдар Галлиев. И композиция, и свет в кадре – все это влияние великих мастеров Возрождения, которым он поклонялся. У него были и живописные произведения, и прекрасные рисунки углем. А в его снимке обнаженного человека, которого санитарка поливает водой и тело которого прямо светится в кадре, один из художников увидел прямую связь с Леонардо".

Да, с одной стороны Пенсон – художник классической дореволюционной школы. Кстати, на выставке есть автопортрет еще дореволюционной поры – эдакий денди, в полосатых брюках, в лаковых штиблетах, в жилетке и в бабочке, с щегольскими усиками возлежит на диване в окружении такого типичного предреволюционного декадентского интерьера. Но с другой стороны он – современник и участником яростной революционной смены эпох. Причем не только политических, но и эстетических. И имена авангардистов Родченко и Лисицкого в связи с работами Пенсона упоминаются куда чаще, чем имя Леонардо да Винчи.

Попутчик авангарда

В какой степени он ощущал эстетическое родство с революционным авангардом, который отторгал от себя классическое наследие, или, вспоминая знаменитое высказывание Маяковского, стремился "сбросить Пушкина с корабля современности"? – спрашиваю я у своих собеседников.

"Конечно, все эти мастера прекрасно знали друг друга и оказывали друг на друга огромное воздействие, - говорит Ильдар Галиев. – Но в отличие от Родченко, у Пенсона было сдержанное отношение к ультра-авангардной эстетике. Родченко занимался беспредметной фотографией, полностью отдаваясь во власть эксперимента. Пенсон же любил людей, он не представлял свое искусство без людей, без эмоций. Отсюда и так много портретов – открытые лица, счастливые глаза".

"Пенсон – продукт 20-30-х годов, в то время как Родченко – это 10-20-е, - подключается к разговору Сергей Ревякин. – Процесс революционный к тому времени уже закончился, все устали от деконструкции реальности, всем хотелось просто видеть себя и окружающую жизнь, как она есть. То, чем люди живут, как они радуются, и в снимках Пенсона мы все это видим". (Сергей Ревякин, московский клуб коллекционеров).

Сергей Ревякин, правда, не сказал, что изменение эстетических канонов во многом было результатом смены политических ориентиров.

На смену революционной раскованности, относительной свободе и авангардному экспериментаторству 20-х пришла консервативная, жесткая традиционалистская атмосфера сталинских 30-х. Тогда – кто добровольно, а кто вынужденно – менялись все. Резко изменился и облик самого Макса Пенсона.

Зловещая реальность

С автопортрета 30-х на нас смотрит уже совершенно другой человек. На смену декадентской яркой фантазии пришла суровая жесткая реальность - френч, портупея, типичный облик военного человека сталинской поры. Правда, вместо пистолета в руках у него "лейка".

Время это, разумеется, отражалось и в фотографиях. Один из самых зловещих кадров, представленных на лондонской выставке, – счастливые лица узбекских детей, крепко сжимающих в руках винтовки. Тень от винтовок черной мрачной полосой пересекает их лица.

Макс Пенсон пережил репрессии, пережил войну, но в 1947 году попал под борьбу с космполитизмом, был уволен отовсюду, тяжело это переживал, практически потерял рассудок и умер в 1959 году.

Был прочно забыт и его фотографии вернулись к зрителю лишь в постперестроечные годы усилиями, в первую очередь, дочери Дины, которая и по сей день живет в Ташкенте, и внука Макса Пенсона-младшего – тоже фотографа.

Немало усилий, к популяризации наследия Пенсона приложил и Московский Дом фотографии во главе с Ольгой Свибловой, которая организовала множество выставок Макса Пенсона по всему миру.

Теперь это признанный художник, классик фотографии ХХ века. Вот такая судьба.

http://www.bbc.co.uk/russian/enterta...n_photos.shtml
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Madonna.jpg
Просмотров: 333
Размер:	57.2 Кб
ID:	1057311   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 24.jpg
Просмотров: 323
Размер:	49.1 Кб
ID:	1057321   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 27.jpg
Просмотров: 305
Размер:	84.5 Кб
ID:	1057331   Нажмите на изображение для увеличения
Название: PensonSportsday.jpg
Просмотров: 297
Размер:	177.3 Кб
ID:	1057341   Нажмите на изображение для увеличения
Название: practice geometry.jpg
Просмотров: 307
Размер:	98.8 Кб
ID:	1057351  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Untitled-30.jpg
Просмотров: 276
Размер:	137.4 Кб
ID:	1057361   Нажмите на изображение для увеличения
Название: военный парад.jpg
Просмотров: 342
Размер:	86.4 Кб
ID:	1057371   Нажмите на изображение для увеличения
Название: старик с ребенком.jpg
Просмотров: 298
Размер:	22.7 Кб
ID:	1057381   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Хлопок - Родине!.jpg
Просмотров: 310
Размер:	67.3 Кб
ID:	1057391   Нажмите на изображение для увеличения
Название: автопортрет 30-ые.jpg
Просмотров: 263
Размер:	38.9 Кб
ID:	1057401  




luka77 вне форума   Ответить с цитированием
Эти 19 пользователя(ей) сказали Спасибо luka77 за это полезное сообщение:
Allena (24.12.2010), Eriksson (22.04.2011), fabosch (12.12.2010), Glasha (11.12.2010), Grigory (09.12.2010), Nara (09.12.2010), OTROK NIKODIM (20.04.2011), qwerty (09.12.2010), SAH (22.12.2010), Samvel (09.12.2010), spigo (21.12.2010), sur (09.12.2010), usynin2 (03.08.2011), Евгений (09.12.2010), Ильин (23.12.2010), Кирилл Сызранский (09.12.2010), Люси (09.12.2010), Маруся (10.12.2010), Михалыч (20.04.2011)