Официальную часть можно прочитать
здесь. Я же сосредоточусь на впечатлениях. В прошлом году Андрею Монастырскому – ключевой фигуре московского концептуализма – исполнилось 60. Выставку ждали. Но вопрос оказался сильно непростым.
Как можно показать Монастырского? Это все-таки не живописец, а философ, генератор идей и смыслов. И цели запечатлеть их в виде физического выставочного произведения искусства у концептуалистов не ставилось. Продукт – это документации акций и перфомансов, фотографии, видео, тексты, музыка. Это 10 томов «Поездок за город». Как все это преподнести в выставочном пространстве – вопрос.
Организаторы придумали так: инсталляции и видео (их можно пересчитать по пальцам) снабдили огромными текстами – во все стены. В результате отвертеться от чтения зрителю не удастся – вербальные смыслы пронизывают все пространство, интонация угадана. Есть ощущение, что проект заведомо премиальный – профессиональной награды устроителям не избежать. Гости особенно поздравляли куратора выставки - Терезу Мавику.
Центральное произведение выставки – инсталляция Фонтан. Эффектная многосмысловая вещь. И настоящее проклятие для уборщиц. С первого взгляда это деконструкция знаменитого Фонтана Дружба народов на ВДНХ. Только «республики» стоят спиной к зрителю. А вместо бассейна с водой – мука на полу, перемолотые идеи. Инсталляция – интерактивная. Зрители с удовольствием «мочили ноги» в фонтане с мукой и разносили ее на музейных тапках по всему помещению. Это нечто. Вторая из особо понравившихся инсталляций – ветка на скотче – генератор звука разматываемой липкой ленты. В залах много экранов, много текстов, много фотографий и много муки. Чтобы переварить все зрителю, скорее всего, понадобится не один заход. К счастью, выставка продлится долго – до 27 января.
Выставку смотрел Владимир Богданов, AI