Одним из участников выставки «Приношение Велимиру» стал московский художник Сергей Катран. Его проект включает две части: документализация перфоманса и инсталляция.
Перформанс «Хлебная брусчатка». Художник нашел выбоину в мостовой на углу Тверского бульвара и Малой Бронной. Не хватало нескольких деталей брусчаки: «Тогда я нарезал корки чёрного хлеба брусками и восполнил недостающие части. Метафора проста: ХЛЕБ – Хлебников. Его стихи – как мосты, на которые можно опираться всем нынешним стихо-творцам и стихо-почитателям. Как на фундамент. Потом я собрал хлеб, – негоже ему лежать под ногами. И отвёз его на Патриаршие пруды – они рядом – и рассыпал птицам. Утки и лебеди, слишком сытые, не ели. А голуби – они же питаются божьим промыслом – приняли моё угощение с удовольствием».
Хлебников и сейчас – актуальный поэт, им питаются и от него подпитываются.
В рамках перформанса будет демонстрироваться ролик “How to Make No-Knead Ciabatta Bread - Amazing Italian Bread» (музыка А.Н.Скрябина)
Также будет представлена инсталляция Сергея Катрана «ХЛЕБОВОЗ».
«Почему в моей инсталляции присутствует паровоз? Да просто, я думаю, что Хлебников был паровозом русской поэзии всего «серебряного века». В нашем сегодняшнем понимании – что-то вроде «человек, двигающий прогресс».
И ещё одно важное, что вспоминается. Хлебников ведь был интерпретатором, реформатором поэтического языка, как еще говорят, экспериментатором в области словотворчества и «зауми».
Он известен, в том числе, как создатель «новояза», включающим сложносочиненные слова. Даже свое имя – Велимир, придуманное для себя Виктором Владимировичем Хлебниковым, состоит из двух слов: ВЕЛИ-МИР (повелеваю миром). Вот и слово ХЛЕБО-ВОЗ – совершенно русское. Эти сложносочиненные слова впрямую ассоциируются с «новоязом» русского поэта и прозаика Серебряного века, а также и видного деятеля русского авангардного искусства.
|