Показать сообщение отдельно
Старый 29.10.2010, 16:10 Язык оригинала: Русский       #6
Гуру
 
Регистрация: 09.11.2008
Сообщений: 3,850
Спасибо: 8,042
Поблагодарили 5,249 раз(а) в 1,399 сообщениях
Записей в дневнике: 6
Репутация: 8539
По умолчанию

Статья об этом проекте: Живописные аниме

В Национальном художественном музее Украины экспонируются картины японских художников 1990-х, объединенных названием «Живопись радости» из коллекции Японской фундации. Нельзя сказать, что современное японское искусство занимает отдельную нишу в мировой иерархии. Стране Восходящего Солнца в целом присуща приверженность к вековым традициям и консервативность. При этом именно японская графика повлияла на европейское искусство в большей степени, а не наоборот. Западная живопись впервые испытала прямое влияние японского искусства в 1862 во время Международной выставки в Лондоне. Представленные на Парижской выставке пятью годами позже японские гравюры на дереве вновь возбудили большой интерес, особенно привлекали сдержанность линий и яркие колористические пятна. Отмечается даже легкое, но всегда распознаваемое влияние японской гравюры на импрессионистов. Сегодня, когда культуры преодолели расстояния и различия между ними порой неуловимы, зрителей по-прежнему привлекает возможность заглянуть в иную среду обитания, тем самым расширив границы своего мировосприятия.

Имена участников (Аида Макото, Эчидзенья Йошитака, Кобаяши Таканобу, Таро Кьезо, Нара Йошитомо, Нуката Нобухико, Фукуда Миран, Маруяма Наофуми и Такаши Мураками) нашему слуху хоть и не знакомы, но все они уже уверенно вписаны в историю не только японского, но и мирового актуального искусства. Кто-то из них остался работать в Европе, Америке, а кто-то вернулся на родные острова. Интересно то, что тематика и стиль их творчества сформировались до того момента, когда компьютерные технологии проявили свое нешуточное стремление владеть миром, а японская экономика стремительно набрала космические обороты.
Читать дальше... 

Их обращение к «старомодной» технике живописи призвано было вернуть ее к жизни (хотя живопись в этом особо и не нуждается), но на новом этапе импульсом для творчества им послужила поп-культура – только японская. Тогда многие считали, что живопись умерла, давая дорогу новым техникам и жанрам. Хотя именно в Японии смог появиться художник мега-звезда нового толка, соединивший на практике элитарную и массовую культуру. Наиболее известный из представленных в этой коллекции – Такаши Мураками. Его творчество – яркая иллюстрация того, как актуальное искусство может плодотворно сотрудничать с большим бизнесом (впрочем, в Японии меценатство как форма поддержки искусства уступает в популярности прямому сотрудничеству художника и корпораций). Например, Мураками работает со всемирно известными брэндами, такими как Луи Вуиттон. Он не приступает к новому проекту, пока не проведет маркетинговые исследования, и одновременно работает над несколькими объектами. Его работы ждут и ведущие музеи мира, и заказчики-миллиардеры месяцами. Несколько десятков художников ежедневно приходят в его мастерские в назначенное время как обычные клерки и часами разрабатывают концепции, выискивают нужные оттенки краски, создают многочисленные подготовительные рисунки. Правда, каждый мазок, штрих обязательно заверяется у мэтра. Мураками очень хотелось бы добиться простоты рисунка Энди Уорхола, но, как он сам признался, «мешает восточная культура», из которой он вырос.

Мирового успеха добился и Йошитомо Нара – ретроспектива которого открылась в сентябре в Нью-Йорке. Опасные игры его мультяшных героев – камертон социального неблагополучия, особенно в гомогенном японском обществе.

В Киеве представлены серия из 16 работ, на каждой из которых художница Макото Аида по разному изобразила один и тот же сюжет – тротуар, на котором погибла восемнадцатилетняя поп-звезда Юкика Окада. К сожалению, суицид весьма распространенный способ ухода из жизни в стране. Да и на огромном полотне «Design» изображено то, что увидели свидетели гибели «Чэлленджера». Творчество Макото Аида включает манга, живопись, видео, произведения тушью, пластические формы. За границей ее работы выставлялись в Пекине, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и в Сингапуре. Она сегодня одна из самых противоречивых художниц Японии.

Миран Фукуда предпочитает работать с известными уже образцами классической живописи, но, копируя их с неординарной точки зрения, выполняет функцию медиума между автором классического образца и зрителем.

Таро Кьезо от культивирования детских рисунков перешел к скульптуре. Его ярко-желтая статуя Super Lamb Banana из стали и цемента неожиданно стала неофициальной эмблемой английского города Ливерпуля. Никто не ожидал, что эта фигура, предупреждающая о превратностях генной мутации (баранина с бананом) придется по душе и горожанам и туристам.

Автор полюбившейся зрителям картины, на которой изображен плывущий пес, Таканобу Кобаяши давно «осел» в Таиланде и продолжает сотрудничество как с токийскими, так и местными галереями. За лаконичность и глубину высказывания критики сравнивают его картины с «хайку».

Полуфантастическими, но в японском стиле пейзажами Йошитака Эчизенья гордятся самые шикарные отели Токио.

Практически во всех картинах отсутствует реалистическое видение действительности. Но все их объединяет обращение к аниме, преобразовавшемся из субкультуры в мейнстрим. Есть попытка пересмотреть классическую европейскую традицию, впрочем, так же как и восточную. Кто-то из них к моменту первой презентации сборной выставки «Живопись радости» десять лет назад (с тех пор она колесит по свету) уже был отмечен международными призами и грантами, а кто-то только начинал искать свой путь. Но все они оказались перед лицом неизбежной глобализации, при этом стараясь донести до зрителя свою национальную идентичность. О том, чтобы эти тогда еще набирающие творческую силу художники стали известны за пределами родного отечества, побеспокоилась Японская Фундация – организация, созданная в 1972 году для популяризации японской культуры.

В конце октября выставка «Живопись радости» из коллекции Японской фундации будет представлена в Одессе.

Елена НАСТЮК http://www.burjua.com.ua/culture/news.html?id=227



SAH вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо SAH за это полезное сообщение:
iside (29.10.2010), таша (29.10.2010)