Показать сообщение отдельно
Старый 04.10.2010, 06:00 Язык оригинала: Русский       #798
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,861
Поблагодарили 16,436 раз(а) в 4,502 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32423
По умолчанию Арам Исабекян: Искусство может стать перспективной отраслью экономики..

Интересная статья,арт бизнес в Армении..перспективы,галереи и т.д. (Е.А.)
------------------------
Приобретение произведений искусства всегда считалось надежным помещением капитала, однако в Армении это сделать непросто ввиду отсутствия цивилизованного рынка и соответствующей инфраструктуры. И это при том, что армянское искусство и ремесла имеют многолетние традиции. Ереванской художественной академии, основанной в 1945 году, в этом году исполняется 60 лет. За годы существования академии здесь было подготовлено более 2000 специалистов, которые работают во многих странах мира. Сегодня в гостях у "ДЭ" ректор Ереванской государственной художественной академии, профессор Арам Исабекян, которого мы попросили оценить ситуацию в сфере арт-бизнеса в Армении.

- В настоящее время, конечно, есть какие-то зачатки арт-бизнеса, но цивилизованный арт-рынок, какой существует в Европе, США и частично в России (в основном, в Москве и Санкт-Петербурге), в Армении еще не сформировался. Нет пока и необходимой инфраструктуры. Есть несколько частных и полугосударственных галерей, и что-то, естественно, продается, но все это носит стихийный характер. Есть галерея и в нашей академии, которая была создана пять лет назад при финансовой поддержке моего друга из США Армена Бояджяна. Здесь мы организуем выставки работ наших студентов и художников со стороны. Хотя в Армении немало хороших художников и работ, нет аукционов, в работе которых художники могли бы принимать участие. Нет и адекватной оценки их работ.
Читать дальше... 
- Что необходимо сделать для того, чтобы в Армении развивался арт-бизнес и заработал рынок? Как это делается в развитых странах?
- В последние десять лет каждый год я по два месяца работаю в Париже и знаю, как там организован арт-бизнес. Во-первых, необходимы аукционы, ведь если художник продал картину в своей мастерской, это еще не арт-бизнес. Во-вторых, чтобы рынок начал формироваться, должно быть создано соответствующее правовое поле, приняты законы, которые будут регулировать деятельность участников рынка.
Существенную роль в развитии арт-бизнеса играют галереи. Существуют несколько способов работы художников с галереями. В частности, художник может заключить контракт, согласно которому все его работы являются собственностью данной галереи (ею они продаются, тиражируются и т.д.), а художник ежемесячно получает определенную сумму, которая может быть очень значительной. Другой вариант - художник сотрудничает с определенной галереей, которая его рекламирует, или, как теперь говорят, "раскручивает"; художник может и сам продавать свои работы, но по цене не ниже той, что определена галереей. В Париже, где действует развитая сеть больших и малых галерей, они являются посредниками между художником и покупателем.
У нас, к сожалению, ничего этого нет, и потому профессиональным художникам трудно работать. Вместо того, чтобы заниматься творчеством, наши художники вынуждены решать множество различных организационных и коммерческих вопросов. Многие этого просто не умеют. Нужны профессиональные дилеры, которые стали бы посредниками между художником и покупателем. Мы даже хотели открыть в академии курсы для подготовки таких специалистов, однако из-за отсутствия преподавателей были вынуждены отказаться от этой идеи.
Кроме того, ежегодно должны издаваться каталоги, в которые включены фамилии художников, принимавших участие в различных выставках и других мероприятиях и чьи работы были проданы на каких-либо аукционах. Во Франции, например, сам факт включения той или иной фамилии в эти каталоги является ценообразующим фактором для художественных произведений, а также защищает интересы покупателя в том смысле, что, если купленная им картина входит в соответствующий каталог, он может продать ее примерно за ту же цену.
- Вы отметили, что в Армении есть творческий потенциал, т.е. есть хорошие художники и хорошие работы. Как Вы оцениваете перспективы экспорта произведений искусства? Может ли со временем в Армении появиться такая малозатратная, малоресурсная и неэнергоемкая отрасль экономики? Что для этого нужно?
- Я уверен, что такие возможности у Армении есть, так как это страна, которая всегда давала и будет давать художников, и у нас сейчас есть очень талантливые студенты. А чтобы искусство стало перспективной отраслью экономики, государство должно проявить подлинную заинтересованность в этом, что сегодня происходит, к сожалению, лишь на уровне разговоров.
Необходимы и соответствующие инвестиции. Следует отметить, что во всех цивилизованных странах существует система налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в сферу искусства. Думаю, что именно в этом и проявляется заинтересованность государства в развитии арт-рынка и арт-бизнеса. Наше Министерство культуры не занимается решением этих проблем, хотя, думаю, что чиновники не очень-то виноваты, так как пока нет четкой государственной стратегии развития этой отрасли.
Одним из направлений развития экспорта предметов искусства является открытие художественных галерей за рубежом. Несколько лет назад я предлагал открыть такую государственную галерею в Париже, где армянские профессиональные художники могли бы выставляться и продавать свои работы. Однако это предложение не получило поддержки со стороны государства, а художникам или частным художественным галереям не под силу решить эту проблему самостоятельно, тем более, что первые два года вряд ли можно рассчитывать на получение прибыли.
В Армении есть талантливые художники, но их работы на мировом рынке ничего не стоят, так как их никто не знает. Я не знаю, когда у нас сформируется арт-рынок и сформируется ли вообще. Между прочим, далеко не во всех странах (даже вполне благополучных) существуют арт-рынки, поэтому художники из многих стран уезжают во Францию и США, где такие рынки есть. Мы должны интегрироваться в европейскую культуру и искусство, активнее заявлять о своем существовании. Сегодня благодаря возможностям Интернета, это можно делать, не уезжая Армении.
Другое направление развития экспорта предметов искусства, в том числе живописи - приобретение их туристами, приезжающими в Армению. Думаю, что это направление будет развиваться по мере развития туризма. Однако действующий порядок вывоза художественных ценностей, хотя и был несколько упрощен, продолжает оставаться неудобным для туристов и деловых людей, приезжающих в Армению на один-два дня.
- Существует ли какая-то стратегия в плане подготовки кадров для сферы искусства?
- Кадры для сферы искусства готовят три государственных вуза - наша академия, консерватория и театральный институт, однако и здесь отсутствует какая-либо стратегия. Наша академия является государственным вузом, но мы не получаем от государства заказа на то, какие именно кадры необходимо готовить и в каком количестве; мы не знаем, какие специалисты сегодня нужны стране: дизайнеры, керамисты, ковроделы или живописцы. К примеру, мы сделали существенные затраты и открыли отделение металла, которое готовило профессиональных ювелиров. Мы рассчитывали, что при существующем уровне развития ювелирной отрасли в таких кадрах будет потребность, однако этого не случилось - мы дали два выпуска и сейчас закрываем это отделение. Думаю, что произошло это потому, что наши ювелирные предприятия в основном работают по шаблонам своих заказчиков и им не нужны ювелиры такой квалификации, которые делали бы уникальные авторские работы, т.е. сегодня ювелирной отрасли нужны ремесленники, а не художники.
Армении сегодня нужны художники-реставраторы, искусствоведы, и готовить их, конечно, должны у нас. Я несколько раз предлагал открыть отделение по подготовке реставраторов, однако для этого требуются определенные финансовые вложения. Этот вопрос до сих пор так и не получил своего решения.
Кроме того, несмотря на то, что плата за обучение является основным источником финансирования академии, считаю, что обучение в государственных вузах, готовящих кадры для сферы искусства, должно быть бесплатным: талантливые дети из неимущих семей должны иметь возможность получить профессиональное образование. Другое дело, что должны быть и альтернативные коммерческие вузы, где обучение будет платным.
- Что на сегодня является основной проблемой академии, помимо финансов?
- Думаю, что это проблема преподавателей. Старшее поколение корифеев постепенно уходит, а равноценной замены им нет. Конечно, у нас есть преподаватели среднего возраста и молодые, но существуют опасения, что с уходом стариков может снизиться уровень и качество подготовки студентов.
- Как складывается дальнейшая судьба ваших выпускников? Могут ли они реализовать себя в Армении или вынуждены уезжать из страны?
- Многие, к сожалению, уезжают, однако большинство остается. Те, кто по настоящему талантлив и активен, все-таки находят применение своим знаниям и свое место, хотя и с большим трудом. Наиболее востребованы сегодня дизайнеры, причем дизайнеры по интерьеру, в то время как раньше большим спросом пользовался промышленный дизайн. Тем не менее, графики, живописцы, скульпторы тоже находят какую-то работу. Думаю, что по мере развития в Армении арт-бизнеса, проблема занятости наших выпускников будет решаться легче.

Беседовала Юлия Кулешова
http://www.express.am/19_05/artbusiness.html

1.На фото:Ректор Ереванской государственной художественной академии, профессор Арам Исабекян.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 4-19.jpg
Просмотров: 450
Размер:	18.2 Кб
ID:	961271  



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Arthur777 (05.10.2010), luka77 (04.10.2010), lusyvoronova (04.10.2010), Nara (04.10.2010), spigo (25.10.2010), sur (08.10.2010), Люси (06.10.2010)