Показать сообщение отдельно
Старый 01.10.2010, 09:34 Язык оригинала: Русский       #793
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,861
Поблагодарили 16,435 раз(а) в 4,502 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32408
По умолчанию Скульптор Ара Алекян: “Я всегда честен со своим искусством”

“У человека может быть много разных настроений,
но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо
вкладывает во все свое творчество.”

Дж. Голсуорси

Натурам творческим дано не только вкладывать душу в свои произведения, но и видеть душу там, где простым смертным это не всегда под силу. Скульптор Ара Алекян один из немногих, кому удается увидеть жизнь там, где ее быть не может. Озорной поросенок в прихожей, грозный жук на кухне, маленький паук на занавеси - эти “домашние животные” из железа мирно уживаются в уютной квартире известного скульптора.
Однако многим работам Алекяна просто не уместиться в четырех стенах. Им нужно пространство. Так и получилось, что большинство работ скульптора “живет” просто на улице. В Ереване некоторые из них поселились на улице Абовяна, а точнее, на площади имени Шарля Азнавура перед кинотеатром Москва.
Читать дальше... 
Огромный бык и паук на тоненьких ножках пользуются большой популярностью у местного населения и у гостей нашего города. “Для меня важно то тактильное ощущение, которое люди получают дотрагиваясь до моих работ. Мне самому никогда не нравилось, когда запрещали касаться какой-нибудь скульптуры. Мне это неприятно. Создано же это все для людей, а они хотят общаться не только визуально”,- признается Ара и шутя добавляет, – “Увидел как-то парня, тащившего моего быка за рога. Может хотел попробовать свои силы?! Он же получал удовольствие, значит свою задачу я выполнил”.
Одна из любимых работ самого скульптора – “кованый из железа” Параджанов (установлен в гостинице Tufenkian Avan Villa в районе Норк-Мараш – прим. ред.) Прикрепив к его голове специальную ручку Алекян хотел чтобы люди подходили, крутили ее и слышали характерный звук старой камеры. “У этой скульптуры довольно глубокий смысл. Крутя ручку ты как бы напрямую общаешся с ним, со старым временем, просматриваешь архивы старых фильмов”, – поделился с нами Ара Алекян, - “Голова Параджанова крепится к штативу, что подсказывает, что это готовая камера: все, что не видит, записывает глазами”.

Сам Алекян в записях и набросках не нуждается: “Во мне как бы с рождения сидит этот монументализм. Я делаю большие работы, даже из бронзы, все без эскизов и предварительной подготовки. Важно создать некий объем, вокруг которого и происходит “сборка” всей скульптуры”.
В процессе “сборки” огромное значение имеют детали. Именно они и подсказывают скульптору, как и что надо делать. “Я часто меняю их, первый вариант отнюдь не окончательный. Что-то убираю, кое-что оставляю, некоторые детали добавляю”, – объясняет скульптор. По его словам, для конечного итога необходимо, чтобы все детали сочетались между собой, у каждой есть свое место. “Бывает все собираю, потом из-за одной детали все переделываю заново, если эта деталь неубедительна. То, что неубедительно, – фальшиво… А этого я не люблю. Я всегда честен со своим искусством”, – признается Ара Алекян.
Его часто называют “санитаром” железной свалки. Необходимые для работы материалы: металические пружины, шайбы, гайки, детали от старых машин скульптор находит в автомастерских и пунктах сдачи металлолома. “Я сам все собираю”, – признается Алекян, – ”Все должно быть под рукой, иначе я не могу.”. Иногда скульптору приходится покупать нужную деталь, однако, чаще, узнав его, люди отдают весь хлам даром.
“Бывает деталь мне настолько нравится, что храню ее “до лучших времен”, до тех пор, пока она не придется в самый раз. Жалко, если использую не там. Вот и получается, что заканчиваю скульптуры, одну за другой, а “любимая“ деталь остается неиспользованной”, – рассказывает Ара.
Бывает и так, что найденная в хламе деталь сама подсказывает, что нужно делать. “Так было, когда работал над медведем. Когда получил заказ, сначала отказался. Надо видеть, чувствовать. Месяцы спустя роясь в своем хламе, нашел деталь смахивающую на лапу медведя… так он и родился“, – вспоминает Ара Алекян.
Медведь этот с двумя лошадьми и быком красуется сегодня на улицах Брюсселя. Кстати, одна из лошадок попала в список 200 лучших скульптурных работ города. Для Алекяна это серьезный повод для гордости: “Каталог, в который включена и моя лошадь, охватывает работы скульпторов разного периода. Ара Алекян там числится наряду с такими мастерами как Бурдель и Майоль”.
Это сейчас, а началось все еще в институте, на последних курсах. “Мне очень помог мой преподаватель”, – вспоминает Алекян, – “Я делал композиции из пластилина, которые впоследствии должны были стать бронзовыми фигурками. Процесс был довольно трудный. Но каркас был настолько хорош, что, по словам моего учителя, и так выглядел как скульптура”. Именно преподаватель и предложил Алекяну поработать со сварочным аппаратом. Первой его работой была “Танцовщица”. Мало-помалу начинающий скульптор стал вникать в детали, начал чувствовать форму и открыл для себя иной, уже свой мир.
“Без этого я уже не могу… Это моя жизнь”, – признается скульптор, – “Бывает, что параллельно работаю над двумя скульптурами. Мне так больше нравится. Не люблю, когда по завершении работы мастерская остается пуста”.
В планах у скульптора работа над новым пауком. Он, по словам Алекяна, будет отличаться от паука, что красуется сегодня перед кинотеатром Москва. “Предполагалось, что сделаю я его в Шанхае, в рамках выставки Экспо-2010. Было выделено место, мастерская, сварщики, однако не хватило финансов”,- рассказал нам скульптор. Нехватка финансовых средств тормозит и создание огромного дерева из металла, которое скульптор хотел бы видеть на улицах любимого города.

Алекян умеет преподносить подарки и сюрпризы. В 2004-ом именно он превратил в настоящее представление открытие скульптуры лошади. “Я обернул лошадь советскими газетами. Это была моя первая акция. Идея была в том, чтобы сжечь старую идеoлогию, а взамен получить новую, независимую Армению. Именно ее символизировала моя лошадь - “Лошадь независимости”, как я ее называю,”- вспоминает скульптор.
Уже год спустя из огня появилась вторая лошадь Алекяна. Кадры “рождения” легли в основу документального фильма, снятого режиссером Суреном Тер-Григоряном. Фильм участвовал в благотворительном конкурсе конных композиций, проходящем во Франции. “Рожденный из огня“, именно так мы назвали фильм, удостоился гран-при конкурса”, – рассказал Ара, – “В том же 2005-ом 12-минутный фильм получил приз на фестивале “Золотой абрикос”.
“В конечном итоге все мои работы рождаются из огня”, – говорит скульптор, – “Огонь – это энергия. В жизни ничто не создается без энергии, именно с ее помощью из огня рождается нечто”.
Огонь в руках Алекяна превращает грубое железо в изящные, живые скульптуры, которые как будто гуляют по улицам городов или украшают выставочные залы галерей, а подчас и хранятся в частных коллекциях, неся в себе заряд энергии от этого уникального человека. Ведь огонь у него в руках, огонь у него в глазах и, главное, в сердце.

http://yerevan.ru/2010/09/16/skulpto...0%9D-chast-ii/

Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_5780-300x199.jpg
Просмотров: 197
Размер:	26.4 Кб
ID:	958461   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Ara-Alekian2-300x187.jpg
Просмотров: 178
Размер:	18.3 Кб
ID:	958471   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Ara-Alekian5-264x300.jpg
Просмотров: 181
Размер:	15.5 Кб
ID:	958481  



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 10 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Arthur777 (02.10.2010), I-V (01.10.2010), luka77 (01.10.2010), lusyvoronova (02.10.2010), Nara (01.10.2010), Samvel (02.10.2010), spigo (25.10.2010), sur (01.10.2010), usynin2 (02.10.2010), Люси (06.10.2010)