Показать сообщение отдельно
Старый 15.09.2010, 12:10 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Аватар для SergeiSK
 
Регистрация: 10.08.2008
Адрес: Russia, $ochi
Сообщений: 5,666
Спасибо: 1,397
Поблагодарили 6,209 раз(а) в 1,926 сообщениях
Записей в дневнике: 1
Репутация: 9995
По умолчанию From Kazakhstan with Love

В первой декаде сентября в выставочном зале аукционного дома Christie`s в Лондоне прошла выставка Treasures of Kazakhstan, на которой демонстрировались избранные работы русских и казахских художников из Государственного музея искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева и из частной коллекции Нурлана Смагулова. В интервью с корреспондентом «Артхроники» глава отдела русского искусства Christie`s Алексей Тизенгаузен развеял подозрения, связанные с организацией выставки, и признался в любви к казахскому искусству.

В: Русским свойственна подозрительность. Это я к тому, что в Москве поговаривали, что выставка «Сокровища Казахстана» организована Christie`s не только из меценатских побуждений, но что тем самым аукционный дом зондирует интерес клиентуры к искусству этого региона: не только к творчеству казахских художников, но и к русским, работавшим в этой бывшей советской среднеазиатской республике.
О: Да нет, конечно же, этот проект абсолютно благотворительный. Просто я теперь часто бываю в Казахстане: у меня жена – казашка, и я там навещаю моих новых родственников. Большое впечатление на меня произвел алма-атинский Художественный музей имени Кастеева. Я подумал: а почему бы не показать ряд избранных работ из этого музея в Лондоне. Надо сказать, что Christie`s не в первый раз устраивает подобную «непродажную» выставку. Но впервые представляет искусство из бывшей советской среднеазиатской (простите, теперь центральноазиатской) республики.
У Christie`s существует такая практика: время от времени, но обычно в конце лета, мы устраиваем некоммерческие выставки. Например, мы показывали живопись и графику выпускников одной из привилегированных школ Великобритании – школы Харроу. Кстати, в ней учился и Уинстон Черчилль, бывший очень неплохим акварелистом, и многие другие видные политические деятели Англии, а также и художники. Тогда мы собирали их работы по различным музеям.
И вот когда я узнал, что Музей Кастеева закрывается на реконструкцию, то пошел в дирекцию и предложил организовать выездную экспозицию. Со мной согласились, но сказали, что нужно все устроить бережно и аккуратно. Я нашел спонсоров – Нурлана Смагулова, президента Astana Group, и плюс еще компанию Oracle Capital Group. Вам может показаться странным, но никакого коммерческого интереса у меня здесь не было и нет, никаких дивидендов я от этого не получу.
В: Но может быть, был своего рода семейный интерес? Ведь Ваша жена – искусствовед?
О: Да, моя жена действительно искусствовед (недавно она получила степень phd, она писала о казахском искусстве советского периода), но ничего «семейного» в этом выставочном проекте нет. И потом, разве у сотрудника аукционного дома не может быть хобби, которым он может заняться, пользуясь своим профессиональным опытом и знаниями? Эту выставку я сделал, можно сказать, для души, из любви к искусству.
Но сейчас я стал получать неожиданные звонки и из других музеев: почему бы Вам не показать и наше собрание?
В: Вас это радует или озадачивает? Эти предложения из того же региона – из республик Центральной Азии? Может быть, от музея Савицкого в Нукусе?
О: Нет, не из Узбекистана (по альбомам я знаю о превосходном музее в Нукусе) и вообще не из Азии. Впрочем, это пока как бы такие глухие звуки.
В: Но эти «звуки» раздаются из того же постсоветского пространства? Из стран Балтии, из Украины, из России…
О: Не пытайте меня. Скажу так: из этого пространства. Но почему я сделал именно эту выставку? Если Вы спросите у кого-нибудь на улице в Лондоне, где находится Казахстан, то Вам мало кто ответит что-то определенное. А ведь это очень большая страна с интересными культурными традициями. Мне показалось важным познакомить Лондон с произведениями, находящимися в музее Алма-Аты, среди которых отличные работы Петрова-Водкина, Корина, Филонова, Кончаловского, Волкова, Фалька, Рождественского, уникальные работы Розановой и Редько… Как эксперт в области русского искусства (а я работаю в Christie`s почти 25 лет) могу сказать, что картины такого качества не каждый год можно увидеть и на предаукционных выставках.
В: Вы перечислили художников русской школы. Но ведь выставка состоит из двух частей: музейного собрания и частной коллекции Нурлана Смагулова, где по большей части все же произведения казахских художников.
О: Но как по-другому устроить такую выставку? Показывать только русских художников и не показывать казахов или наоборот? Так не получится, ведь одни связаны с другими. Сергей Калмыков, оставшийся жить в Казахстане и считающийся там местным художником, был учеником Петрова-Водкина, тоже самое с Павлом Зальцманом, продолжателем «аналитического метода» Павла Филонова. Надо ли Вам говорить, что многие казахские художники учились в Москве и Ленинграде. И потом что именно означает «искусство из Казахстана»? Например, коллекционер Нурлан Смагулов повсюду разыскивает и собирает работы Зальцмана и Калмыкова. Самым интересным для меня при организации выставочного пространства было найти правильные связки между работами художников. Не только для того, чтобы экспозиция получилась красивой, но и чтобы она объясняла художественную ситуацию в этом регионе. Жена мне открыла глаза на искусство Казахстана, а мне захотелось открыть глаза на него тем, кто придет к нам, в Christie`s на Кинг-стрит.
АртХроника
http://www.artchronika.ru/news.asp?idnews=516



SergeiSK вне форума   Ответить с цитированием
Эти 4 пользователя(ей) сказали Спасибо SergeiSK за это полезное сообщение:
iside (06.01.2011), vasya85 (15.09.2010), Евгений (15.09.2010)