Интересно, что
Патриарх Московский и всея Руси Никон был родом из простых крестьян! (Нижегородской губернии).
Вскоре после рождения Никиты (мирское имя Никона - Никита Минов) в 1605 г. умерла его мать, отец женился во второй раз. "Отношения с мачехой у мальчика не сложились, она часто била его и морила голодом.
Он обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником восемь лет. Там он жадно читал, вникал в церковные службы, готовился постричься в монахи. Но слёг его отец, и двадцатилетнему Никите пришлось вернуться домой, жениться.
Вскоре его пригласили священником в соседнее село, где с молодым умным пастырем познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Они же уговорили его перейти на священническое место в Москву, где отец Никита и прослужил около десяти лет.
В 1635 г. после смерти детей уговорил жену принять пострижение и сам принял монашество в возрасте 30 лет с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря на Белом море. Он предался суровым подвигам благочестия. Однако, не сойдясь с наставником монастыря Елеазаром во взглядах на то, как расходовать деньги на обустройство скита, Никон покинул обитель, уплыв на рыбачьей лодке в Белое море, попал в шторм. Лодку буря прибила к Кий-острову. Скитаясь по северу, Никон набрел на Кожеозерскую пустынь. Построил на уединенном островке келью и зажил отшельником.
В 1643 г. братия умолила отшельника стать игуменом. Никон долго отговаривался, но все же пошел в Великий Новгород и поставлен был митрополитом Аффонием в игумены. За три с небольшим года обитель стала одной из процветающих, сюда было прислано 8 царских грамот, монастырю отдали земли на оброк, пожаловали рыбные ловли на Онеге, разрешили варить соль.
Будучи в Москве по монастырским делам, Никон впервые встретился с царем Алексеем. Величественная наружность игумена, его умные речи и широкое образование произвели на молодого, искренне прилежавшего Церкви государя неизгладимое впечатление. С того времени началось их сближение, перешедшее вскоре в тесную дружбу.
Желая иметь своего “собинного” друга возле себя, царь повелел перевести его архимандритом московского Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Алексей Михайлович часто приезжал в обитель молиться за упокой своих предков. В свою очередь Никон должен был каждую пятницу являться к государю для доклада о нуждах бедных, обиженных и угнетенных. Совместная благотворительность сближала их еще сильнее.
Находясь во главе братии Новоспасской обители, Никон взялся вместе со своими сподвижниками за задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения.
Возведённый в сан архиепископа новгородского в 1649 г., Никон показал свои исключительные административные способности. Он организовал помощь больным и голодающим и привел дела епархии в блестящее положение.
Для возвеличения Церкви Никон настоял перед Царем на необходимости публичного и торжественного покаяния в незаконных действиях царской власти Иоанна IV в ХVI веке. (Тогда митрополит Филипп просил Иоанна IV об отмене опричнины, попал в опалу и, повидимому, был задушен Малютой Скуратовым).
Мощи святого митрополита Филиппа были перевезены из Соловецкого монастыря в Москву, поставлены в Успенском соборе, и Царь молитвенно пред ними, коленопреклоненно, просил простить царской власти грех Иоанна IV.
По кончине Патриарха Иосифа, в 1652 году Никон был избран Собором на патриарший престол. Но долго отказывался, зная о враждебном отношении к нему со стороны боярства. И только уступая желанию царя, дал согласие на принятие патриаршества. Во время интронизации Никон попросил Царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ обещали «послушати его во всем, яко начальника и пастыря и отца краснейшаго».
Первые четыре года святительства Патриарха считаются временем симфонии властей: духовной (Патриарха) и светской (Царя). Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. В это время произошло многое, проложившее дорогу России на столетия вперед.
Царь Алексей Михайлович доверял Никону. Отправляясь в 1654 году в дальний поход, на войну с Польшей,
Царь оставил Патриарха Никона править государством. Вот вам пример отношения русского царя к крестьянству: способного человека царь счёл возможным возвысить до себя (!).
Возвратясь с войны, Царь наградил Патриарха Никона титулом «Великий Государь».
"Никон был настоящим монахом. Некогда в Кожеозерской Боявленской пустыни «он испросил у игумена благословения жить в уединении и отправился на пустынный остров, где устроил себе келию и занимался рыбной ловлей, продолжая исполнять правило Анзерского скита». Речь идет об одиночном скитском житие на острове в условиях ледяного русского Севера. На этот подвиг мог пойти только инок, имеющий крепкое упование на Бога, человек с могучей волей и железным здоровьем. Такого богатыря и воздвиг Бог, чтобы напомнить русским государям и царедворцам о главном предназначении самодержавной Руси".
http://palomnic.org/sz_sr/dyx_fil/6/2/
Митрополит Антоний (Храповицкий) писал: «…дружба Царя и патриарха восстановила благообразие общественной молитвы, исправила Священные Книги, воссоединила Малороссию и Белороссию с Россией, привлекла в Москву Патриархов и ученых, побеждала поляков и шведов и политически возродила Московию на степень величия III Рима…».
- Портрет Патриарха Никона с клиром, неизвестный художник, 1660-1665 г.г.
- Портрет Алексея Михайловича Романова, неизвестный мастер, 1670-е г.г., ГИМ, Москва.
- "Алексей Михайлович и Патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа в Успенском соборе Москвы", художник Александр Литовченко, 1800-е г.г.
- Почерк Царя Алексея Михайловича.