Интересно, что писали европейские газеты в то время: «Северный Меркурий», в IX 1670 ,Рига, 20 августа:
«В известии от 2 августа из Москвы подтверждается то, что уже было написано о татарском мятеже, а именно, что свыше 100 000 татар захватили всю астраханскую [землю] и ее столицу и нашли там оружие и снаряжение для 50 000 человек. Хотя великий князь послал против [мятежников] 16 000 солдат, они все до одного погбили. И хотя здесь говорят, что великий князь умиротворил этих мятежников с помощью нескольких бочек золота, однако недавние письма из Москвы сообщают совсем иное. Сегодняшние письма пятидневной давности из Нарвы сообщают о мятеже то же самое.»
1 сентября «Астрахань продолжает оставаться отнятой от Москвы мятежниками — казаками и различными татарами. О Казани говорят то же самое. Если она также отнята, тогда потеряна и вся Сибирь. В таком случае московит находится в том же состоянии, в каком он был в 1554 г., и должен будет платить астраханцам дань, чтобы иметь возможность вести торговлю. Число мятежников достигло 150 000 человек, и их возглавляет старый тайный враг Москвы по имени Степан Тимофеевич Разин.
Поскольку гарнизон Астрахани был весьма ослаблен из-за [отсутствия] разбитого шеститысячного отряда и недоволен низким жалованьем, он защищался очень слабо, и мятежник, почти не встретив сопротивления, стал хозяином этого важного города.»
Читать дальше...
Ни о каком признании «легитимно» избранного царя речи не идёт ни с западной стороны , ни от российских областей.
Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Видно хорошо жилось им при царской администрации.
Из газеты того времени: «Посланный против мятежников московский генерал Долгоруков требует стотысячную армию, а иначе не решается показаться на глаза врагу. Но двор не в силах собрать такую армию, так как тяглый люд не хочет вносить на это пятину, ссылаясь на свою несостоятельность.» И почему не хочет?
Спустя 60 лет после «чудесного» царствования Романовых, московский народ не хочет давать деньги на их защиту; гарнизон открывает ворота ключевого города, т.к. недоволен зарплатой; остальной народ так достали чиновники и новые помещики, что он просто участвует в их уничтожении. И всё это на фоне двусмысленного признания Западом.
«Велит себя титуловать «князь Степан Разин, атаман». Он, можно сказать, держит в своих руках оба больших царства — Астраханское и Казанское. Всех тамошних немцев и шведов он взял на службу и из их числа, так же как и из бывших пленных поляков, приблизил к себе самых умных, назначил их государственными советниками и, таким образом, основал настоящее государство. Люди, которых великий князь посылает против него [Разина], изменяют и переходят к новому князю.»
«В Московии происходят все более удивительные дела, ибо у мятежннков обнаружился кровный наследник прежних астраханских и казанских царей, который сообщничает с ними».
« Еще продолжают сообщать о том, что армия великого князя московского совершенно разбита и что мятежник предложил ему шесть следующих условий: 1. Если великий князь хочет избежать дальнейшего преследования, он должен признать [Разина] царем Казани и Астрахани. 2. Восстановить [на престоле] патриарха. 3. Выплатить 20 миллионов деньгами. 4. Выдать десятерых из своих князей. 5. Выставить портрет [Разина]. 6. Ежегодно выплачивать определенную дань.»
По-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство. Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.
После предательства донских казаков и убийства Разина, казачья война на Волге и крестьянская в Поволжье продолжались под предводительством атаманов Василия Уса и Фёдора Шелудяка.
«Простой народ также совсем не доволен упомянутой казнью, полагая, что жизнь [Разина] принесла бы больше пользы, чем его смерть.»