Диетисальви ди Спеме
Диетисальви ди Спеме ( Dietisalvi di Speme, впервые упоминается в 1250 г. — работал в Сиене до 1291) — сиенская школа.
Интересен, главным образом, созданием первых портретов реальных людей на таволетта. Некоторые исследователи считают, что у него была монополия на Таволетта (tavoletta di Biccherna, слово происходит от итал. tavola — доска) — деревянные обложки для расходных книг сиенского казначейства. Доски 30х48 см.
Из известных по документам 56 таволетта, написанных Диетисальви ди Спеме, до наших дней дошло всего четыре. Самыми известными из них являются таволетта с портретами «камерленго» (главы сиенского казначейства) Ильдебрандино Пальярезе (1264 г., Сиена, Городской архив) и Раньери Пальяре (1270 г. Сиена, Городской архив). До середины XIV века на таволетта изображались только начальники фискальной службы, сидящие в своем офисе (очень часто этими начальниками финансов выбирали монахов). Хорошо бы идею с монахами перенять.
Судя по многочисленным записям в сиенских архивах, у Диетисальви ди Спеме была мастерская, работники которой выполняли множество заказов от его имени.
Одна из самых знаменитых- в 1260х годах в сиенском соборе в благодарность Мадонне за защиту был воздвигнут новый алтарь, частью которого и стала «Мадонна дель вото»; в дни опасности священники совершали ритуал положения перед её ликом ключей от Сиены, или совершали с нею крестный ход вокруг сиенского собора; так продолжалось в до XVI века). Этот алтарь стал началом будущих сложных многофигурных алтарей (по сторонам образа находились фигурные изображения четырёх святых, а получившийся таким образом фриз был декорирован резными арками с колоннами).
Совместно с Гвидо да Сиена он расписал «Реликварий блаженного Андреа Галлерани» (ок. 1270 г., Сиена, Пинакотека). Большая часть его работ ранее приписывалась Гвидо да Сиена.
Многие иссследователи считают, что некоторые фрески, неожиданно обнаруженные в крипте сиенского собора в 2001 году, также принадлежат кисти Диетисальви ди Спеме.
|