Показать сообщение отдельно
Старый 03.09.2010, 10:43 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,263 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29883
По умолчанию

8 Отчаянно ищу клиентов!


Кристоф Мори: Дело Томпсона на этом не закончилось. Сто Клее, купленные и проданные Вами одним лотом, должны были побудить его предлагать Вам другие сделки?

Эрнст Байелер: После продажи Клее никаких предложений не последовало. Через год, в 1960 г., он позвонил мне и «вызвал» меня к себе. У него было триста сорок картин, которые он хотел продать. Он с нетерпением ждал меня. Наша беседа продолжалась несколько часов. Он также хотел обменяться со мной картинами – разумеется, прежде всего потому, что некоторые из моих картин ему очень нравились, но и потому что в налоговом отношении ему было выгодно получить новые работы. Потом он отвел меня к своему адвокату для заключения сделки. Начались переговоры. Внезапно он спросил адвоката: «Сколько это займет времени?
- Двадцать минут
- Ладно!

И он вышел. Я остался в комнате, и адвокат спросил меня, чего я жду. Потом, помолчав, добавил: «Четыре дня назад наши переговоры с другими покупателями сорвались, я не могу скрыть это от Вас».
- А что случилось?
- Мы были примерно на том же этапе переговоров, что и с Вами. Какая-то деталь привела Дж. Дэвида Томпсона в раздражение, и он заявил, что раздумал продавать. Если вы хотите заключить эту сделку, нужно действовать быстро, пока он не опять не передумал.

Читать дальше... 
Со своей стороны мне пришлось убеждать мой банк выдать мне еще один кредит. В банке у меня попросили дополнительную гарантию, которую я смог представить благодаря моему верному клиенту базельцу Хансу Гретеру.

Что Вы можете сказать о Дж. Дэвиде Томпсоне?

Это был человек, который сделал себя сам – в Америке любят таких. Он работал в стальной промышленности и заработал много денег во время войны. «Много денег» в Америке, для европейца это значит «огромное состояние, неограниченные средства». Очень скоро по совету Альфреда Барра, легендарного директора МоМА, он купил себе первого Клее. Он понял, что эстетика экспрессивной структуры нитеподобных фигур Джакометти была та же, что и в фигуративных работах Клее. Он покупал в Париже у Мэга, в Нью-Йорке у Пьера Матисса или Сиднея Яниса. И, будучи одним из самых значительных коллекционеров, он знакомился с самими художниками. Так он смог приобрести работы напрямую в мастерской Альберто Джакометти. Я рассказываю все это, чтобы было понятно, что такому персонажу противостоять было невозможно: он хотел продать свою коллекцию, и всем, кто был заинтересован в покупке его работ, приходилось соглашаться на его условия, и уж во вском случае не перечить ему.

В его характере какая-то чертовщина совмещалась с совершенно невероятным апломбом. А потом он с удовольствием рассказывал о своих победах. Однажды во время своей поездки в Копенгаген он посетил нескольких коллекционеров. У одного из них он увидел Клее, который ему понравился. Естественно, он тут же захотел купить его и сделал предложение. «Эта картина не продается» - ответил владелец. Томпсон продолжал настаивать. «Я не могу продать ее, я могу только подарить ее» - возразил коллекционер. «Ну что ж, пусть будет по-Вашему!» - сказал Томпсон, снял картину со стены и ушел с ней.
Он был очень несговорчив, все избегали переговоров с ним. Однажды я встретился у него с английским торговцем искусства. Я удивился его присутствию. Он сказал мне, что просто пришел в гости, и что никогда больше не будет вести с Томпсоном дел, объяснив, что тот уже снял с него последнюю рубашку.

Он любил преодолевать трудности. Нью-Йоркские маршаны боялись его, как огня. Бывало, он приходил в галерею, говорил: «Покажите мне картины, которые Вам не удается продать» и скупал их подешевке, часто лотами. Он охотно пускался в рискованные операции, но всегда просчитывал этот риск. Так, узнав, что я покупаю работы из его коллекции, директор Карнеги Музеума позвонил ему и сказал, что он очень опечален тем, что эти картины покидают США. «Я дам тебе шанс, - ответил ему Томпсон. – Если в течение трех дней, пока Байелер не уехал, мне предложат здание под всю мою коллекцию и персонал, коллекция останется в стране. Ты понял? У тебя есть три дня». Конечно же, я уехал в Базель с картинами.

Такие крупные покупки и основательная задолженность требовала быстрых продаж. Были ли у Вас гарантии покупателей?

Продажа Клее одним лотом наделала много шума в художественной среде (музеи, коллекционеры, торговцы искусства, художники). Дюссельдорф закупил значительную коллекцию, другие города могли последовать его примеру. Я решил показать работы, которые я хотел продать, организовать турне по богатым городам, как, например, Эссен, который имел кредит на приобретение художественных ценностей в два миллиона марок. Так я устроил передвижную выставку, которую мы показали в Цюрихе, Эссене и Гааге.
Цюрихский Кунстхаус довольно скромно купил торс Джакометти. Я хотел сконцентрировать продажи в Германии. «Если Германия начнет покупать, ситуация разблокируется». Однако в этот период реконструкции социалисты предпочитали голосовать за строительство школ, больниц, социальных жилищ. Они были правы! Министр-президент земли Северный Рейн-Вестфалии Франц Майер услышал о нашей выставке. Он позвонил мне и потребовал, чтобы я предоставил Дюссельдорфу приоритет на покупку моей коллекции.

- У Эссенского музея есть кредиты на покупку многих значительных работ, ответил я.
- Но мы хотим сделать очень крупные закупки. Дело в том, что я хочу создать в Дюссельдорфе музей. Мы не можем ограничиться одним Клее. Так что оставьте Эссен в покое и займитесь нами.
- Прекрасная идея, но у Вас нет средств.
- Мы найдем средства, мы сделаем все необходимое.
- Ваши социалисты будут против.
- Приезжайте, представьте свое предложение закупки на комиссию.

Эссен практически дал гарантию покупки, во всяком случае, город выказал большой интерес к приобретению нескольких значительных работ. Я знал, что у них есть два миллиона марок – я уже говорил об этом. Однако я поехал в Дюссельдорф на комиссию по закупке.

Это были те же люди, которые презжали в Базель смотреть на Клее?

Ну, я так думал. Но каково же было мое удивление, когда меня ввели в зал, где заседала комиссия из пятнадцати членов разных политических тенденций! У меня были все диапозитивы, я показал им их, и они единодушно заявили, что хотят купить все работы, а потом предложили мне привезти их показать в Дюссельдорфе. Мне пришлось аннулировать сделку с Эссеном.

Когда мы поехали в Дюссельдорф, Дж. Дэвид Томпсон присутствовал на вернисаже, чтобы поддержать нас – всегда желательно, чтобы потенциальные покупатели могли познакомиться с владельцем вещей, а кроме того, лучше было не слишком афишировать мой статус частного маршана. Мы опасались критики социалистов. Этот вернисаж полностью провалился – не пришло ни одно официальное лицо – ни министр-президент, ни члены той самой комиссии, которая пригласила меня. Я с трудом продал двум промышленникам маленькую работку Пикассо и один холст Риопеля. Я очень нервничал. Когда я попытался выяснить, что же произошло, мне сказали, что обсуждение закупки картин все еще не закончено. Нужно было ждать. Но проценты на деньги, которые я взял в банке, все росли, моя финансовая ситуация становилась угрожающей. Мы демонтировали выставку и поехали в Гаагу. Там я ничего не продал, один клиент выказал некий интерес к «Глициниям» Моне – и все. Это положение дел меня совершенно убивало.

С таким количеством картин на руках Вы не могли выкрутиться из этой ситуации…

Действительно, я пришел к такому выводу. Выставку посетил Том Мессер. Его только что назначили директором Нью-Йоркского музея Гуггенхайма, и он лихорадочно искал, какой бы выставкой он мог отметить свое назначение, «обозначить свою территорию». Он предложил мне выставить эти работы, но с условием, что я сам на выставке не появлюсь, и мое имя не будет фигурировать ни на одном проспекте – он отказывал мне в какой бы то ни было рекламе галереи Байелер. «Это будет выставка частной коллекции, а не маршана» - таков был его концепт.

Я был убежден, что Америка спасет меня, даже если у меня не будет возможности пригласить знакомых мне людей, заинтересованных в приобретении той или иной вещи с выставки. В Нью-Йорке я продал только одного маленького Поллока и Хуана Гриса, которого купил Джо Пулитцер из Сан-Луиса. Во время выставки мы с Францем Майером столкнулись носом к носу. Встреча была неприятная. Он сказал мне, что в конце концов Дюссельдорф отказался от проекта закупки картин. Социалисты не поддержали ее, у них были другие приоритеты. Приобретение работ Клее удовлетворило потребности города. Для меня это была катастрофа, тем более, что кредиты города Эссен были уже использованы.
Нужно было возвращаться в Европу. Я решил попытать счастья в Италии, потому что Аньелли хотел показать нашу коллекцию в музее Турина. Кроме того, его лично интересовал один холст Сезанна и несколько других полотен. В Турине он пригласил меня на обед, чтобы мы могли поговорить. За столом было много гостей. Я был незнаком с Аньелли. Я держался осторожно, но с энтузиазмом говорил о своих работах. Он купил у меня по одной картине Клее и Мондриана. Представитель музея ничего конкретного по поводу остальных работ не сказал. Наконец, разговор зашел о Сезанне, и издатель Фабри сказал, что видел в Париже похожего Сезанна, но цена на него была ниже. Аньелли стал колебаться, так что эта сделка не осуществилась. Пальма Буккарелли, директор музея в Риме, предложила мне показать в музее всю коллекцию. Стокгольмский музей тоже выказал интерес к этой идее. Но все это не решало моих проблем – проценты в банке неуклонно росли. Цюрих, Эссен, Дюссельдорф, Нью-Йорк, Турин – и все безрезультатно… Надо было менять стратегию. Я решил вернуться к себе в Базель. Раз гора не шла к Магомету, нужно было привести Магомета к горе – нужно было не выставлять всю коллекцию, она уже и так достаточно наездилась, а организовыввать выставки и показывать на них несколько работ, которые я хотел продать. Ведь после смерти Оскара Шлосса в 1947 г. меня интересовала именно организация выставок. Вот к этому концепту и надо было вернуться.
Я устроил в галерее несколько выставок – «Кубизм», «Мондриан», «Клее» и другие, и мы смогли постепенно продать немало работ из коллекции Томпсона, в частности, в недавно созданную Региональную галерею Северной Рейн-Вестфалии. Директор этой галереи Вернер Шмаленбах купил целую серию холстов из коллекции.



LCR вне форума   Ответить с цитированием
Эти 18 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение:
ABC (22.09.2010), Allena (03.09.2010), EvgeniyMarkov (07.03.2012), fabosch (03.09.2010), Flora (03.09.2010), Glasha (03.09.2010), Grigory (03.09.2010), I-V (23.02.2012), iside (08.09.2010), K-Maler (22.02.2012), L-ana64110 (03.09.2010), NZR (03.09.2010), SAH (04.10.2010), Yurko (03.09.2010), Вивьен (24.02.2012), Евгений (04.09.2010), Маруся (04.09.2010), таша (03.09.2010)