Цитата:
Сообщение от Тютчев
В Музее Мармоттан в Париже открыта выставка «Моне и абстракционизм». Музей, обладающий крупнейшим собранием работ Клода Моне (Claude Monet) в мире, совместно с мадридским Музеем Тиссен-Борнемиса создал оригинальную экспозицию. Ее основная идея — продемонстрировать примеры абстракционизма в творчестве Моне. И хотя сам импрессионист не считал себя абстракционистом ни в коей мере, сейчас многие искусствоведы видят Клода Моне предтечей этого течения. На выставке проводятся параллели между поздними работами художника и произведениями абстракционистов.
Идея не нова. Еще в 1950-х, когда абстрактный экспрессионизм в Америке получил статус самостоятельного направления в живописи, художественный критик Клемент Гринберг (Clement Greenberg) провел прямую связь от кувшинок Моне к нью-йоркской школе. Тогда же, в 1950-х, МоМА приобрел несколько полотен Моне и экспонировал их как произведения «абстрактного импрессионизма».
|
Цитата:
Сообщение от Тютчев
Представить теперь эти картины как произведения абстракционизма на арт-рынке — идея гениальная в своей простоте.
|
По большому счёту, название этой выставки («Абстрактный импрессионизм») абсурдно. Словосочетание «абстрактный импрессионизм» также лишено смысла, как и словосочетания «абстрактный портрет», «абстрактный натюрморт» или «абстрактный пейзаж». В них заложены такие же непреодолимые противоречия, как в словосочетаниях «мокрый огонь» или «сухая вода», что и делает их бессмысленными.
В общем, все эти выставки - это примеры того, как ради кураторского замысла, преследующего некие цели, искажается суть произведения. Куратор, навязывая публике высосанную из пальца концепцию, создаёт смысловой контекст при помощи сочетания в чём-то формально схожих произведений искусства, но имеющих мало общего по своей сути. Само собой разумеется, что Клод Моне имеет такое же отношение к абстракции, как футбольный мяч к глобусу. Впрочем, в статье, приведённой выше, эта мысль прослеживается.
Такие выставки происходили раньше, происходят и будут происходить впредь. А гениальными подобные проекты назвать сложно. Что тут гениального?!
Речь идёт об этих работах из коллекции МОМА: