Показать сообщение отдельно
Старый 09.08.2010, 16:24 Язык оригинала: Русский      
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,861
Поблагодарили 16,437 раз(а) в 4,502 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32410
По умолчанию Галерея А. Пирадова

«Меня, как художника, воспитала Тифлисская
школа живописи, я родился в этом городе,
все, что окружало меня, исходило из этого духа,
эти традиции формировали мою живопись»
Альберт Дилбaрян

С первой половины XIX века город Тифлис стал центром Кавказского наместничества и средоточием художественной жизни всего Закавказья. Художенственная жизнь Закавказья в эти годы – явление сложное и недостаточно изученное.
Особенностью культурного быта Тифлиса явилось сложение двух национальных художественных школ – грузинской и армянской.
Из всех видов искусства в первой трети – середине XIX века наиболее интенсивно развивается живопись, а основным видом творческой деятельности живописцев становится станковая картина, имеющая много общего в выборе сюжета и средств выразительности у представителей как грузинской, так и армянской художественных школ.
Таким образом складывается и развивается художенственное явление, получившее название «Тифлисской школы», неотъемлемой частью которой была портретная живопись художников Акопа Овнатаняна и Стефаноса Нерсесяна, создавших галерею портретов тифлисских горожан – художенственный документ эпохи.
Тифлис был и центром художественного образования: здесь учились и начинали свою деятельность такие армянские художники, как Г. Башинджагян, А. Акопян, В. Пирадов, Г. Шарбабчян, А. Шамшинов и другие. Все они принимали участие в культурной жизни города, выставляя свои работы на выставках Кавказского общества поощрения изящных искусств. Это общество с конца 1880-ых и вплоть до 1907 года было единственной организацией, определявшей художенственную жизнь всего Закавказья в целом, так что устраиваемые им выставки становились подлинным событием. В разное время в них принимали участие работавшие в Тифлисе художники-армяне: А. Акопян, А. Артазян, Г. Башинджагян, Е. Татевосян, В. Пирадов, А. Шамшинов, Г. Шарбабчян, скульптор М. Микаэлян.
Читать дальше... 
Армянская творческая интеллигенция сыграла важную роль в создании и развитии художественной среды в городе. Одной из форм общественно-культурной жизни города были частные салоны. Важную роль играли именно те из них, владельцами которых были представители творческой интеллигенции. Такой салон, в котором собирались литераторы, актеры, художники, музыканты был при редакции армянских журналов «Ахбюр» (Родник) и «Тараз» (Мода). Хозяином салона был издатель и редактор журналов Тигран Назарян. Если этот салон претендовал на то, чтобы быть центром художественной жизни и основным местом встреч интеллектуальной элиты города, то литературно-художенственный салон «Вернатун» играл более камерную роль. В переводе с армянского «вернатун» – верхний дом или жилище на верхнем этаже. Так назывался дом поэта Ованеса Туманяна, который в 1907 г. поселился в доме по Вознесенской улице (в настоящее время в этом доме живет внучка поэта и на доме имеется мемориальная доска). Стихийно у него в доме сложился литературно-художественный салон – «Вернатун». Посетители его были поэты и писатели: А. Исаакян, Д. Демирчян, В. Терьян, художники Г. Башинджагян, Е. Татевосян, В. Суренянц и др.

Организованный в 1916 году Союз художников-армян был создан жившими в Тифлисе художниками Е. Татевосяном, Г. Шарбабчяном, С. Хачатуряном, Г. Левоняном. Принимали участие в его формировании и последующей деятельности архитектор Д. Числиев, а также художники В. Суренянц и М. Сарьян. Главной формой деятельности Союза была выставочная. Первая выставка картин состоялась в феврале 1917 года, а сам Союз просуществовал до 1921 года, когда он перешел в Дом армянской культуры «Айартун», функционировавший до 1930 года.

Таким образом, Тифлис с полным правом можно назвать колыбелью нового армянского искусства. К сожалению, до сих пор не существует ни одного исследования, в котором нашло бы свое объяснение и научное обоснование это своеобразное явление.
Благородной целью – собрать, по возможности, полную коллекцию работ армянских художников, работавших ранее и ныне живущих и работающих в Тбилиси, задался уроженец города, известный ученый в области строительных конструкций, доктор технических наук, профессор Александр Богданович Пирадов.
Начало коллекции, а возможно, и самой идее ее создания было положено хранившимися в семье двумя картинами брата деда собирателя – Василия Богдановича Пирадова (портрет матери и портрет сына), игравшего не последнюю роль в художественной жизни Тифлиса конца XIX и начала XX века. В. Пирадов был непременным участником выставок Кавказского общества поощрения изящных искусств, а также одним из учредителей общества взаимопомощи Кавказских художников, на выставках которого он экспонировал также свои работы.
Небольшая по численности коллекция включает произведения Г. Башинджагяна, Е. Татевосяна, А. Акопяна, В. Гайфеджяна, Г. Шарбабчяна, представляющих старшее поколение армянских живописцев. Основные произведения этих мастеров давно украшают экспозиционные залы Государственной галереи Армении, Государственного музея искусств народов Востока, Государственного музея искусств Грузии и других известных собраний. Заслуга А. Б. Пирадова заключается в том, что он в своем непрестанном поиске (в весьма короткое для коллекционирования время – 15 лет) обнаруживает и спасает от гибели иногда утратившие авторство произведения этих художников. Так произошло с Палестинским этюдом Е. Татевосяна, с натюрмортом Амаяка Акопяна и этюдом «Летний сад» В. Гайфеджяна.
Гордостью коллекционера является приобретенный им офорт Эдгара Шаина «Безработный», который был подарен автором известному армянскому писателю А. Ширванзаде в 1910 году в Париже и привезенный им в Тифлис.
А. Б. Пирадов не просто собиратель. Приобретенный опыт, наметанный глаз, знание техники многих художников помогает ему установить авторство известного мастера даже на неподписанном произведении. Так произошло с небольшим этюдом

«В бане». Интуиция подсказала собирателю, что перед ним, возможно, ранняя работа Александра Бажбеук-Меликова. Учитывая то обстоятельство, что картин раннего периода этого художника почти не сохранилось, этюд представлял бы особую историческую и художественную ценность, если бы удалось подтвердить авторство А. Бажбеук-Меликова.
Проведенное нами технологическое исследование в отделе технико-технологических исследований Государственного музея искусств Грузии показало, что картина написана в первой четверти ХХ века и, по-видимому, является работой А. Бажбеук-Меликова, что подтвердила его старшая дочь Лавиния, известный художник, член-корреспондент АХ СССР, а также художники Д. Эристави, Г. Хачатурян, Т. Аситашвили, Ш. Тер-Минасян и др. В коллекции А. Б. Пирадова художник А. Бажбеук-Меликов представлен еще тремя рисунками, причем один из них выполнен цветными карандашами, и, как говорит его младшая дочь Зулейка, это единственный рисунок отца, выполненный цветными карандашами. Графика этого выдающегося художника отличается необычайной цельностью, музыкальностью и пластичностью линий. Иметь в коллекции такие рисунки А. Бажбеук-Меликова – это большая удача коллекционера.
Ценность коллекции А. Б. Пирадова состоит и в том, что в ней представлены все поколения армянских художников – уроженцев Тбилиси.
К старшему поколению живописцев, помимо вышеназванных, принадлежат Г. Григорян (Джотто) и Трдат Налбандян, ученик А. Бажбеук-Меликова, чьи работы встречаются чрезвычайно редко.

Основную часть коллекции составляют произведения художников-выпускников Тбилисской Академии художеств, в создании которой, наряду с Е. Лансере и Г. Габашвили, принимал участие и Е. Татевосян. Это живопись Альберта Дилбаряна (Дилбо) и Льва Баяхчева, чьи натюрморты, портреты и виды старого Тбилиси отличает композиционная завершенность и гармоничность колористического решения. Оба художника хорошо известны как в Тбилиси, так и далеко за пределами Грузии, благодаря самобытности мировосприятия, оригинальности творческой манеры. Обоих объединяет, помимо приверженности к традиционной тематике, обостроенное чувство цвета, столь характерное для армянской живописи в целом, и умение даже в пределах сдержанной, почти монохромной цветовой гаммы находить тончайшие нюансы и переходы цвета.
К этому поколению принадлежат художники Зулейка Бажбеук-Меликова,
Шамир Тер-Минасян и Роберт Кондахсазов. Благодаря дружеским
отношениям А. Б. Пирадова с последним, коллекция пополнялась живописными и графическими произведениями, относящимися к разным периодам творчества художника и является одной из представительной.
Есть в коллекции А. Б. Пирадова и совершенно уникальные вещи: например, акварель «Тавриз, 1922 г. » доктора Заргаряна, который был известным тифлисским врачом-педиатром и, как выясняется, интересным художником.
По отношению к его произведению кажется не совсем уместным употребление слов «любительская» или «дилетантская» работа, настолько эта акварель профессионально выполнена.
Пожалуй, наиболее значительно в коллекции представлено творчество художника Гаяне Хачатурян. В коллекции имеются живописные и графические работы разных лет.
Официальная художественная критика советских времен презрительно третировала творчество художницы за «формализм и безидейность», сознательно закрывая глаза на самобытную образность мировосприятия и свободу выражения цветового впечатления, свойственных ее творческой манере.
Свободный полет фантазии, облеченный в живописные образы, развитое цветовое восприятие дают возможность художнице выразить свое мироощущение в гармоничных красочных сочетаниях. Симфония мягких голубовато-розовых или тревожных красных тонов создают красочную полифонию живописи, а прихотливые изгибы линий слегка подсвеченного рисунка своими музыкальными ритмами вызывают в воображении тающие в воздухе звуки скрипок.
Собрание А. Б. Пирадова не представляет пока полной картины становления и развития армянской художенственной школы в Тбилиси. В нем отсутствуют работы таких художников, как Овнатаняны, В. Ходжабеков и др. Однако, зная увлеченность Александра Богдановича, с уверенностью можно говорить, что коллекция будет пополняться новыми работами и новыми именами.
---------------------------------
Кандидат искусствоведения,
заведующая отделом
Государственного музея искусств Грузии
Н. Элизбарашвили
http://www.piradov.nm.ru/

Прекрасная коллекция,интересные,редкие работы.
Хороший пример создания тематической коллекции «Тифлисская школа».(Е.А.)
-----------------------------------------------------------
1.Коллекционер Александр Богданович Пирадов.
2-9.Коллекция картин.(Часть работ)
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Piradov.jpg
Просмотров: 132
Размер:	47.1 Кб
ID:	894031   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Акопян А.С. 1897г.jpg
Просмотров: 162
Размер:	63.5 Кб
ID:	894041   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Бажбеук-Меликова З.А. 1995.jpg
Просмотров: 149
Размер:	67.6 Кб
ID:	894051   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Башинджагян Г.З. 26х20 к.м..jpg
Просмотров: 135
Размер:	57.4 Кб
ID:	894061   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Бояхчян В.С. 1985г.jpg
Просмотров: 145
Размер:	70.1 Кб
ID:	894071  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Григоря Г.С. (Джотто) 1960г.jpg
Просмотров: 145
Размер:	80.3 Кб
ID:	894081   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Дилбарян А.М. 1970.jpg
Просмотров: 183
Размер:	72.3 Кб
ID:	894091   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Заргарян А.А. 1927.jpg
Просмотров: 171
Размер:	54.0 Кб
ID:	894101   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Кондахсазов Р.А. 1995г..jpg
Просмотров: 162
Размер:	93.1 Кб
ID:	894111  




Последний раз редактировалось Евгений; 09.08.2010 в 16:57.
Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 8 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Arthur777 (10.08.2010), luka77 (09.08.2010), lusyvoronova (10.08.2010), Nara (09.08.2010), Samvel (10.08.2010), spigo (25.10.2010), sur (09.08.2010), usynin2 (09.08.2010)