Показать сообщение отдельно
Старый 04.08.2010, 11:33 Язык оригинала: Русский       #640
Местный
 
Аватар для Arthur777
 
Регистрация: 26.02.2010
Сообщений: 159
Спасибо: 939
Поблагодарили 965 раз(а) в 132 сообщениях
Репутация: 1965
По умолчанию Вагаршак Элибекян

“То, что изображает В. Элибекян, - это скорее мечта о Тифлисе таком, каким он остался в детских воспоминаниях, когда улицы были просторнее, дома - выше, краски - ярче, а запахи – пронзительнее, каким видится он нам сквозь пелену времени. Это город, ставший прекрасной легендой. Элибекян придает этой легенде свойства реальности.”
Эраст Кузнецов

“Цикл картин, посвященных старому Тифлису, я создавал с удовольствием и большой любовью, они - выражение восторга и неиссякаемой любви к Тифлису - городу моего детства.”
Вагаршак Элибекян

Всю свою жизнь он отдал служению армянской культуре. Начав творческий путь в Тбилисском армянском театре юного зрителя, долгие годы прослужив директором Тбилисского армянского театра имени Степана Шаумяна, он начал серьезно рисовать лишь в возрасте 63 лет и за четыре года написал около 150 картин! Художник создал свою вселенную, оживив во всей их жизненной осязаемости картины воспоминаний о Тифлисе – городе - мифе, городе, загадка фантастической притягательности которого, кажется, никогда до конца не будет разгадана…

У каждого из художников, живописавших его, – свой Тифлис. Вагаршак Элибекян создал целую вселенную своих воспоминаний об этом городе - таких добрых, живых и осязаемых, что можно влюбиться в город, уже увидев его картины, даже не побывав в нем. Его взгляд ретроспективен - это взгляд сквозь прожитые годы и призму памяти. Он оживляет и воскрешает все, что было десятки лет назад - город его детства и юности живет и дышит яркими красками, знакомыми силуэтами и… даже звуками.
Читать дальше... 

Рисование было его призванием. Он был серьезно увлечен им в детстве и юности и не сомневался, что станет художником. Сын старшины тифлисского амкара слесарей Арутюна, он окончил трехгодичную художественную студию при Айратуне - известном Доме армянской культуры в Тифлисе. Но судьба, в конце концов приведя его к мольберту, вначале распорядилась по - иному: ему, молодому человеку, окончившему трехгодичные курсы живописи, предложили стать директором Армянского ТЮЗа в Тифлисе, и он, не долго думая, согласился. Впереди была целая жизнь, и тогда Элибекян не предполагал, что водоворот театра затянет его так сильно, что о кисти и красках придется забыть на долгие годы. Иногда, урывками, он все же рисовал натюрморты. Пробовал себя и в роли театрального художника.

Но все эти попытки, несмотря на их успешность, не приносили настоящего удовлетворения. Он чувствовал в себе нерастраченную энергию творческого созидания.

Уже в очень зрелом возрасте его вновь непреодолимо потянуло к мольберту. Купив холст и краски, он в порыве вдохновения написал картину, на которой оживил кусочек старого Тифлиса, потом набросал еще несколько эскизов. Сыновья, бывшие к тому времени уже признанными художниками, удостоили их самых высоких похвал. Художник и ждал, и боялся их оценки: раз, годы назад, Элибекян - старший уже показывал им свои опыты… То, что он создал сейчас, было совершенно непохоже на то, что он делал раньше. 63- летний Элибекян наконец нашел свой стиль и особую тему - воскрешал на полотнах мир своих воспоминаний, мир армяно - грузинского города, которому всегда принадлежало его сердце… Воодушевленный похвалами, он начал работать с удвоенной энергией. Он создал свой Тифлис, который не затерялся в ряду других образов этого города, ставшего подлинным источником вдохновения для многих армянских художников.

Весь цикл его замечательных полотен - это своеобразные живописные мемуары, в которых детали реальной жизни Тифлиса тех лет слились с воспоминаниями, живущими в памяти сердца человека, которого этот город сформировал. В них удивительным образом сочетается наивность взгляда ребенка и проницательность и внимание к деталям, свойственные зрелому художнику, отдавшему долгие годы театру. Театральность картин Элибекяна очевидна. Все они - сюжетные сценки, которые могут быть разыграны в лицах.

Любовь к старому Тифлису – это всепоглощающее чувство водило кистью зрелого Элибекяна. Самый неказистый уголок Тифлиса освещается этой любовью. Оживают дома, люди, предметы, каждый из которых можно подолгу разглядывать. Куски окорока, кожаные чувяки, аппетитные рыбины, пестрые шерстяные носки... Он умеет передать живое движение и динамику минимальными выразительными средствами.

В молодости, в возрасте 26- ти лет, в бытность директором ТЮЗа, Элибекян получил заказ на оформление одного из районов Тифлиса к празднику 1 мая. Замысел родился мгновенно: он предложил украсить район под старину. Живописно оформленные тачки, фаэтоны и шесть верблюдов везли артистов, одетых в наряды старых тифлисцев. К ним присоединились горожане, все еще облачавшиеся по праздникам в костюмы кинто, карачогели и мокалаков. Карнавальная процессия под рукоплескания тифлисцев двинулась от ТЮЗа к Майдану, а оттуда на центральную площадь города. По пути к ней присоединялись шарманщики, рыбаки с неводами, разносчики с подносами, полными фруктов… Рыбаки изображали азартную рыбную ловлю. Кто-то в процессии зазевался и был тут же наказан шустрым уличным воришкой. Все было сыграно так естественно, что вмешалась милиция, и пришлось доказывать, что все это - лишь умело разыгранное театрализованное действо.

Начав писать, художник спешил побыстрее выплеснуть накопленные за всю жизнь воспоминания.

Композиции его картин постепенно усложнялись, он населял их все более многочисленными персонажами. “Он может разместить на маленьком пространстве сто фигур и сделает это так, что просто диву даешься, как это ему удалось”,- сказал о картинах отца Роберт Элибекян. Действительно, все “массовые” сценки из жизни Тифлиса (“Ксеноба”, “Рынок”, “Базаз - хана”, “Гимн старому Тбилиси”) - это хоровод фигур, слившихся в вечном танце жизни. Каждая из них, несмотря на то , что характерность ее на заострена, выписана детально и при всей миниатюрности своей пластикой работает на общее настроение картины.

Вагаршак Элибекян писал картины циклами. В 1987 году 275 - летнему юбилею Саят - Новы он посвятил выставку, на которой была представлена серия картин, посвященных великому ашугу. В них воссозданы сцены из жизни поэта, жизнь и поэзия которого просто неотделимы от Тифлиса: “Саят - Нова поет в квартале Нарикала”, “Саят - Нова у себя дома с женой Мармар”, “Во дворе царя Ираклия”, "Монах Саят - Нова в Санаине". Многие из полотен этого цикла впоследствии украсили кафе “Саят - Нова”.

Тифлис всегда был центром армянской культуры, и на полотнах Вагаршака Элибекяна воссозданы все дорогие сердцу тифлисских армян места старого города - Дом армянской культуры имени Теряна, редакция газеты “Мшак” в караван - сарае Арцруни, дома классиков армянской литературы Туманяна, Раффи, Нар - Доса, театр Араксяна на Авлабаре... Очарование Тифлиса на его полотнах разлито во всем – в выбранных ситуациях, в позах миниатюрных фигурок его жителей, даже в точно воссозданных вывесках старого города с их тонким чисто тифлисским юмором: “ Бурдюки делоем”, “Добри Васо”, ”Слесарная мастерская Арутина Элибекянца”, “Духан не уезжай, галубчик мой”, “Загляни дорогой”… Мир Элибекяна освещен теплом и добротой, в каждой картине - свет, добро и оптимизм, передающиеся всякому, кто к этому миру приобщается.

Он нашел свою особую пластику и технику: краски на его полотнах положены иногда густо, иногда слабее, так что общий фон картины кажется почти прозрачным. Некоторые полотна, в которых преобладает голубой цвет, окрашены особым лиризмом и ностальгическим настроением – “Зима”, “Сани”, “Продавец мацони Гигла” … И все они освещены еще и тем глубинным светом, который не имеет ничего общего с чисто техническими живописными приемами - тем светом, который идет из глубин души художника, создавая магическое очарование его полотен.

“Эти работы - своего рода театр воспоминаний. В спектаклях, которые поставлены на подмостках его, так много простоты и мудрости, живой силы воображения и жизненной энергии, что вся эта нежданно - негаданно открытая Вагаршаком Элибекяном страна прошлого представляется нам подлинным поэтическим откровением,” - написал о творчестве художника искусствовед Александр Каменский.

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними -“Temporis mutantur, et nos mutantur in illis”. В городах, так же как и в людях, есть то, что вечно и неподвластно времени.
Это некая аура, особый дух, делающий их непохожими друг на друга… Старый Тифлис - один из таких особых, увы, уже уходящих городов, отныне обретший вечную жизнь на полотнах Вагаршака Элибекяна.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 66zd3.png
Просмотров: 118
Размер:	92.4 Кб
ID:	888271   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 3.jpg
Просмотров: 158
Размер:	29.8 Кб
ID:	888281   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 6.jpg
Просмотров: 159
Размер:	141.9 Кб
ID:	888291   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 7.jpg
Просмотров: 159
Размер:	127.3 Кб
ID:	888301   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 8.jpg
Просмотров: 169
Размер:	114.2 Кб
ID:	888311  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 11.jpg
Просмотров: 151
Размер:	110.9 Кб
ID:	888321   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 12.jpg
Просмотров: 162
Размер:	145.5 Кб
ID:	888331   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 13.jpg
Просмотров: 151
Размер:	149.8 Кб
ID:	888341   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 14.jpg
Просмотров: 169
Размер:	97.5 Кб
ID:	888351   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 15.jpg
Просмотров: 152
Размер:	114.5 Кб
ID:	888361  

__________________
Интересно



Arthur777 вне форума   Ответить с цитированием
Эти 8 пользователя(ей) сказали Спасибо Arthur777 за это полезное сообщение:
luka77 (05.08.2010), Nara (04.08.2010), Samvel (04.08.2010), spigo (22.09.2010), sur (07.08.2010), usynin2 (04.08.2010), Евгений (04.08.2010), Тютчев (28.08.2010)