|
Старожил
Регистрация: 24.10.2009
Сообщений: 1,261
Спасибо: 340
Поблагодарили 2,063 раз(а) в 703 сообщениях
Репутация: 4172
|
В 1810 г. усадьбу Архангельское приобрёл князь Николай Борисович Юсупов (1751 - 1831) - государственный деятель, богатейший вельможа, знаток и коллекционер произведений искусства. Высокое происхождение, незаурядные личные качества и европейское образование позволяли князю в течение всей жизни оставаться одним из самых видных деятелей эпохи. В разные годы он исполнял дипломатические поручения в Турине и Неаполе, Венеции и Риме. В России руководил деятельностью Императорских производств: шпалерной мастерской, «стеклянного» и фарфорового заводов; являлся директором Эрмитажа, а позже - Оружейной палаты; возглавлял Императорские театры; был президентом Мануфактур-коллегии, министром Департамента Уделов, членом Вольного Экономического Общества, почетным членом Российской Академии Художеств.
При Н.Б. Юсупове ансамбль усадьбы, в основном сложившийся еще при Н.А. Голицыне, не претерпел существенных изменений, все его основные черты не только сохранились, но и обрели окончательную форму.
В 1793 году князь Николай женился на красавице Татьяне Васильевне Энгельгардт, одной из пяти племянниц князя Потемкина. Поначалу все шло хорошо. Родился сын Борис. В Петербурге, в Москве, в летней усадьбе в Архангельском окружали их поэты, художники, музыканты. Близок к Юсуповым был Пушкин. Князь с княгиней предоставили его родителям квартиру в своем московском доме, где поэт живал в юные годы. Любил он бывать летом в Архангельском, даже и сочинял там. В оде, посвященной хозяину, пишет:
"…К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались".
Немало лет князь Николай Борисович провел за границей. Свел он там знакомство со многими людьми искусства и был в переписке с ними, даже и воротясь в Россию. В Европе покупал он предметы искусства и для Эрмитажа, и для личного своего музея. От папы Пия VI он добился разрешения изготовить в Ватикане копии рафаэлевских фресок. Выполнили заказ мастера Маццани и Росси. С открытием Эрмитажа копии поместили в особый зал, с тех пор именуемый Рафаэлевой лоджией.
Находясь в Париже, князь Николай был нередко зван на вечера в Трианон и Версаль. Людовик XVI и Мария Антуанетта были с ним в дружбе. От них получил он в дар сервиз из черного севрского фарфора в цветочек, шедевр королевских мастерских, поначалу заказанный для наследника.
Князь Николай мог похвалиться дружбой и с прусским королем Фридрихом Великим, и с австрийским императором Иосифом II. Беседовал с Вольтером, Дидро, Д'Аламбером и Бомарше, который посвятил ему оду. Вольтер написал Екатерине, познакомившись с князем, что совершенно очарован его умом, сколь глубоким, столь и блистательным.
Последний раз побывав в Париже в 1804 году, часто видался с Наполеоном. Был вхож в императорскую ложу во всех парижских театрах.
Объездив за годы Европу и Ближнюю Азию, князь Николай наконец воротился в Россию и целиком отдался трудам на благо искусства. Занялся устройством Эрмитажа и собственного музея в Архангельском. В усадебном парке построил театр, завел труппу актеров, музыкантов и танцовщиков и давал представления, о которых долго помнили москвичи. Архангельское стало художественным центром. Екатерина поручила ему все императорские театры.
"В 1812 году князь, бросив усадьбу, сидел в Турашкине, куда отступили гонимые французом войска. Долгое время известий о своем добре не имел. По окончании войны он вернулся в Москву. Оказалось, что московский дом цел и невредим, а Архангельское в состоянье плачевном. Статуи разбиты, деревья поломаны. Увидав, что боги с богинями безносы, князь воскликнул: «Свиньи‑французы заразили сифилисом весь мой Олимп!». В доме ставни и двери были сорваны, вещи перебиты и валялись на полу вперемешку. Гибель всего того, что так любовно он собирал, потрясла князя, даже заболел он от горя..."
В 1814 г. князь Н.Б. Юсупов возглавил Экспедицию Кремлевского строения, много способствуя возрождению древней столицы после пожара 1812 года. Он был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами. По его приглашению в Архангельском работали О.И. Бове, И.Д. Жуков, С.П. Мельников, Е.Д. Тюрин, В.Г. Дрегалов, М.М. Маслов. В самой усадьбе их незаменимыми помощниками были талантливый крепостной архитектор Василий Яковлевич Стрижаков и выходцы из юсуповских вотчин - «архитекторские ученики» И. Борунов, Ф. Бредихин, Л. Рабутовский, а также живописцы М. Полтев, Е. Шебанин, Ф. Сотников, И. Колесников.
"С годами князь Николай стал распутничать и жил у себя как паша в серале. Княгиня, не терпя этого, переселилась в парковый домик «Каприз», ею построенный. Удалилась она от света и посвятила себя воспитанию сына и делам благотворительности".
"Самой сильной страстью князя была француженка, красотка, но горькая пьяница. Она, когда напивалась, бывала ужасна. Лезла драться, била посуду и топтала книги. Бедный князь жил в постоянном страхе. Только пообещав подарок, удавалось ему угомонить буянку. Самой последней его пассии было восемнадцать, ему – восемьдесят!"
- Вид усадьбы Архангельское работы художника П. Свиньина, 1824 г.
- Портрет князя Николая Борисовича Юсупова работы А.Г. Рокштуль, середина XIX в.
- Портрет князя Николая Борисовича Юсупова, Иоганн Баптист Лампи Старший, 1790 (Государственный Эрмитаж, Петербург).
- Портрет Юсуповой Татьяны Васильевны (урожд. Энгельгардт), Иоганн Баптист Лампи Старший, 1795-97.
- Портрет Юсуповой Татьяны Васильевны (урожд. Энгельгардт), Кристина Робертсон.
- Портрет князя Н.Б. Юсупова с собакой, Иоганн Баптист Лампи Старший,
Последний раз редактировалось tchaika; 16.07.2010 в 00:04.
|