Откровение, говорят, настигло Малевича во время работы над вторым (так и не осуществленным) изданием брошюры Победа над Солнцем. Готовя рисунки в 15-ом, он и сделал последний шаг на пути к беспредметности. Весомость этого самого радикального в его жизни перелома он осознал кажись тотчас, так как сразу же и накатал письмо к Матюшину: мол иметь это будет большое значение в живописи и то, что было сделано бессознательно, теперь давало необычайные плоды. Хотя, надо добавить, были у него и некоторые опасения. И не напрасно.
Когда Малевич написал свою первую брошюру "От кубизма к супрематизму", изданную опять таки его верным другом Матюшиным и распространенной на последней футуристической выставке "0,10" (нолъ-десятъ) все том же 15-ом, он предложил в ней супрематизм в качестве наследника футуризма и призвал объединиться под его знаменем. Но, не тут-то было - сотоварищи круто воспротивились и свое неприятие объяснили тем, что не готовы мол безоговорочно принять новое направление, неразрешив Малевичу назвать свои картины "супрематизмом" ни в каталоге, ни в экспозиции, нигде. В итоге ему пришлось буквально за час до вернисажа написать от руки плакаты с названием Супрематизм живописи и явочным порядком развесить их рядом со своими работами. Вот тут-то и произошел самый эффектный на мой взгляд момент - в "красном углу" зала он водрузил Черный квадрат, осенявший экспозицию из остальных 39 картин. Те из них, что сохранились до наших дней и стали высокой классикой 20-го, а теперь уже и века 21-го
Нет безусловно никаких сомнений, что черный квадрат это некая нулевая точка отсчета, он словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к одной пластической формуле, где доминируют черный (полное отсутствие цвета и света) и белый (одновременное присутствие всех цветов и самого света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная идейно ни с каким образом, предметом или понятием существовавшими в мире. В общем - гений, но - искрений гений. Откровенно искавший свой путь, некое искомое ..
А могила его и вправду не сохранилась. Когда он скончался в 35-м, настолько был велик и признан его авторитет, что по Невскому проспекту проследовало целое траурное шествие и на открытой платформе грузовика с Черным квадратом на капоте был установлен супрематический саркофаг. Оттуда с Московского вокзала гроб с телом был перевезен в Москву и после кремации урну с прахом погребли на поле под дубом. Через пять лет именно в тех местах прошлась страшнейшая в истории война ..
|