На рубеже двух столетий художник поселился в Лондоне в отеле "Савой", как посоветовал ему друг, американский художник Джеймс Уистлер, рисовавший виды на Темзу прямо из своего номера. Моне последовал совету и останавливался в "Савое" трижды: в 1899, 1900 и 1901 годах. В общей сложности он прожил и проработал там полгода, неразрывно связав таким образом имя гостиницы с одним из самых знаменитых эпизодов в истории импрессионизма.
В самом "Савое", однако, про этот эпизод не вспоминали до начала XXI века. Только в "нулевых" управляющие отеля решили оборудовать тематический "Номер Моне" - тот самый, в котором художник жил и писал по утрам виды Темзы. Бизнесмены подошли к делу основательно, свидетельство тому - цены: ночь в двухместном номере стоит 720 фунтов стерлингов, специальная двухдневная программа с завтраком и обедом, винами, коктейлями и экскурсией по Национальной галерее, в которой находятся работы Моне, - 2600 фунтов.
Сдвоенный "Номер Моне" оборудовали на пятом этаже, в комнатах 512 и 513. Однако надо же было так случиться, что это решение своими методами взялись проверить искусствоведы из Университета Бирмингема. Их мотивация была понятна: Моне известен своей точностью, скрупулезностью в изображении местности; ни "Савой", ни Темза, ни мосты с 1900 года никуда не делись; следовательно, по картинам можно понять, где именно находился художник, когда рисовал.
Впрочем, заранее было известно, что во время трех поездок в Лондон Моне останавливался в разных номерах. В первый свой приезд живописец жил на шестом этаже, однако в 1900 году его переоборудовали под больничные палаты для солдат, раненных на англо-бурской войне, и художнику пришлось поселиться этажом ниже. На серии картин с мостом Ватерлоо запечатлен вид с высоты именно пятого этажа: в этом ученые убедились, сравнив его полотна с тем, как Темзу изобразил Уистлер. Известно, что американский художник жил в "Савое" на шестом этаже; на его картине за мостом виден широкий участок реки, а у Моне - лишь узкая полоска воды.
Как Моне работал над лондонскими пейзажами? Ежеутренне он съедал два английских завтрака, после чего, сидя в отеле, рисовал восход солнца над мостами Ватерлоо и Чаринг-Кросс. Затем он переправлялся через реку и из больницы Святого Фомы рисовал здание парламента. У художника с собой было около сотни холстов: чтобы отразить внешний вид лондонских достопримечательностей с максимальной точностью, он рисовал на каждом из них только в определенное время суток и в определенных погодных условиях (такой метод работы Моне уже опробовал, когда создавал серии, посвященные стогам и Руанскому собору). Благодаря этому Вестминстер и мосты в лондонской серии Моне блещут самыми разнообразными оттенками тумана.
Итак, искусствоведы взялись проверить, где конкретно должен был находиться наблюдатель, чтобы видеть Темзу и мосты так, как изображено на полотнах. Ориентиром им служила Игла Клеопатры - древнеегипетский обелиск, установленный на Набережной Виктории. Ученые сравнили, какое положение Игла занимает относительно опор моста при взгляде из разных окон здания. Они пришли к неутешительному для "Савоя" выводу: оказывается, Моне жил не в "Номере Моне", а по соседству - в комнатах 510 и 511.
Когда журналисты обратились за комментарием к сотрудникам "Савоя", те не стали скрывать обман: оказывается, когда тематический номер оборудовали впервые, сделать шикарную обстановку в тех самых комнатах было невозможно. Выяснилось, что Моне жил отнюдь не так шикарно, как нынешние постояльцы "Савоя", и делил ванную с обитателями трех других номеров. Его комнату переделали в апартаменты люкс-класса только в 1910 году, когда были уничтожены и балконы, на одном из которых работал художник. Впрочем, сейчас в гостинице проходит масштабный ремонт, и представители "Савоя" уже пообещали, что, когда в сентябре отель вновь откроется для гостей, "Номер Моне" будет располагаться на правильном месте.
Кирилл Головастиков
http://lenta.ru/articles/2010/06/03/monet/