В 1986 г. в парижском музее Бурделя была организована выставка под названием «Блатас и Парижская школа». Что же это за художник (признаемся, нам с Глашей он был совершенно незнаком до того, как она случайно нашла каталог этой выставки)?
Попутно удивимся, что Арбит Блатас, судя по всему, оказался совершенно вне сферы интересов российского рынка искуусства (нам-то что? мы люди приватные, с нас и спроса нет), и можем поспорить, чрто в не столь отдаленном времени эта несправедливоть будет исправлена.
Как объясняется в тексте каталога, Арбит Блатас (1908-1999) был родом из Литвы, из семьи русских евреев. Во Францию он приехал из Германии, куда его отец, торговец музыкальными инструментами, послале его учиться живописи. Сразу после своего приезда он познакомился и подружился с художниками, работавшими в Париже, русского– Сутиным, Липшицем, Цадкиным, Кременем, Шагалом – и нерусского – Боннаром, Вюйаром, Пикассо, Дереном, Вламинком, Дюфи, Марке, Матиссом, Утрилло - происхождения, и, что для нас важнее всего, написал, вылепил, отлил их портреты – так он вошел в « Парижскую школу».
В годы войны Блатас был вынужден уехать в США, после освобождения Франции он жил то в Нью-Йорке, то в Париже и регулярно выставлялся в крупнейших галереях Парижа, Нью-Йорка и Лондона.
Его произведения находятся в таких музеях, как «Жё-де-Пом», «Оранжери», Нью-Йоркском Метрополитэне, Музее Уитни, МоМА, Музее изобразительных искусств в Лозанне, Музее современного искусства в Венеции, Национальном Музее Корнуэльса и т.д.
- Блатас и Кислинг (фотография)
- Пикассо, Блатас и их друзья в Сере (фотография)
- Блатас и его друзья из Парижской школы. 1970 г., х/м, 162х130
- Кафе «Лё Дом». 1938, бумага/гуашь, 21,5х33,5
- Портрет Пьера Боннара. 1938 г., х/м, 54,5х38
- Портрет Альберто Джакометти. 1952, х/м, 81,5х64,5
- Портрет Альбера Марке. 1946 г., х/м, 81,5х65
- Портрет Анри Матисса. 1939 г., х/м, 99,5х79,5
- Портрет Хаима Сутина. 1939 г., х/м, 170х97
- Портрет Мориса де Вламинка. 1948 г., х/м, 102х70,5