Еще про Трдата.
Свой первый храм Трдат воздвиг не в Ани , а в Аргине - резиденции каталикоса . Это была церковь с купольной залой , гладкими арками , устремленными ввысь конструкциями . В зодчем созревало то новое . необъяснимое ощущение формы , которое получило свое выражение спустя годы после его возвращения из Константинополя. Он приехал туда в 988 году - в то время , когда византийская знать была озабочена восстановлением центрального купола собора Софии , который рухнул после землетресения . Гордость Юстиниана , краса империи , он стоял в увечьях . В Константинополе спешили . Трудно сказать , где именно был разработан план Трдата - на месте или у себя дома . но этот план , несомненно , намного превосходил другие. Иначе иноземцу вряд ли доверили столь ответственное дело . По словам летописца Степана Таронского , известного под прозвищем Асогик , Трдат " приготовил форму постройки , сделав своей гениальной мудростью модель ее и приступил к строительству " . О дальнейшей его деятельности в Константинополе мы ничего не знаем . Скупо говорят об этом летописи , изредка напоминая , что реконструировал святую Софию какой - то армянин .
Со свойственной ему энергичностью и конкретностью действий Трдат берется за дело . Он и думать не хочет о первоначальной форме купола . Впоследствии , когда царь Гагик l велит Трдату построить в Ани церковь , подобно Звартноцу , мастер вновь отклоняется от первоначального плана: настоящему художнику претит копирование . Трдат знал , что купол - одно из уязвимых мест собора - рушился не раз . Помнил и о другом : на чужбине он представлял свою родину и делал все , чтобы не ударить лицом в грязь. Новый купол он задумал сделать выше предыдущего , и опыт прошлого требовал его облегчения . Архитектор прибег к испытанному в армянском зодчистве приему , заполнив конструкции огромными карасами . Мастерство и принципы зодчего восторжествовали. С тех пор главный купол Софийского храма остаётся невредим . Он и по сей день поражает...
Т. Зурабян
|