Показать сообщение отдельно
Старый 09.11.2008, 04:22 Язык оригинала: Русский       #1
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,262 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29882
По умолчанию Специальный выпуск Саатчи

Швейцарская газета «Лё Тан» выпустила приложение, посвященное Чарлзу Саатчи. Я перевела две статьи из трех, которые могут, на мой взгляд, вас заинтересовать. Третья статья говорит в основном о гастрономических привычках Саатчи и его (отлично сшитых) костюмах – думаю, вы без нее обойдетесь.

Лё Тан, 5 ноября 2008 г.
Флоранс Гайар


Коллекция Саатчи, империя в арт-бизнесе

Уже тридцать лет британский промоутер дополняет и видоизменяет свое огромное собрание. Его история верно отражает эвилюцию рынка, на котором скрещиваются художественные, финансовые и культурные интересы на высшем уровне.

Читать дальше... 
Если бы Дамиэн Херст не встретился с Чарлзом Саатчи в конце 80-х гг., у него скорее всего не хватило бы средств погрузить акулу в формол с известным всем успехом. Когда один хищник встречается с другим, они либо могут убить друг друга, либо стакнуться и вместе достичь успеха. Провокационный профиль Херста и промоутерский талант Саатчи дополнили друг друга. Получением «Turner Price» (важнейшая премия в области искусства в Великобритании) в 1995 г. Херст обязан Саатчи, который входил в комитет по ее присуждению, а также был членом многочисленных музейных советов, то есть серым кардиналом мира актуального искусства. Эта премия сделала Херста известным, соответственно, цены подскочили. Саатчи перепродал принадлежащие ему работы Херста с феноменальной прибылью, еще больше подняв его котировку.

В какой момент меценат превращается в акулу, где граница между коллекционером и спекулянтом? Саатчи, о котором художник Шон Сулли сказал, что он «любит искусство как волк любит ягненка», наплевать на подобные размышления. Он совсем не похож на коллекционера-ангела, покупающего, чтобы хранить, и ничуть этого не стесняется. «Снобизм тех, кто думает, что искусство доступно только прекраснодушным, меня просто смешит. Бог даст, ни один из актеров рынка искусства никогда не примкнет к эстетам» - сказал он в своем интервью в «Journal des Arts» в 2004 г.

Обладающий огромной властью, опасный соперник на рынке, Саатчи имеет репутацию «супер-коллекционера», набоба, человека, определающего тенденции и одного из десяти самых влиятельных людей мира современного искусства. Достаточно ему взглянуть на какую-нибудь работу, чтобы ее цена немедленно поднялась. О нем пишут памфлеты, он раздражает, его ненавидят, боятся, им восхищаются. Что же отличает его от других богатых людей, инвестирующих на рынке искусства? Скорость, с которой он принимает решения, и поле деятельности, которое расположено практически в начале цепи, ведущей от художника до конечного клиента. Он ищет художников, только что вылупившихся из скорлупы, которых еще никто не заметил. «Это тоже одна из форм искусства» - считает один из его почитателей.

Аппетит у Саатчи людоедский – он покупает громадное количество вещей, совсем дешево, практически по оптовой цене, и перепродает их за очень большие деньги, которые тут же вкладывает в другие закупки. Но он также и выставляет свое собрание – галерея Саатчи, расположенная в трех разных местах в Лондоне, это частный музей, который автофинансируется, и по своему влиянию и посещаемости может соперничать с такими национальными музеями, как, например, Tate Modern, собрание которой он дополняет. Саатчи хочет, чтобы его музей верно отражал самые современные тенденции в искусстве. Он охотно говорит о Tate Modern, как о старой даме с замедленной реакцией.

Все началось в 70-е годы, когда Саатчи и его первая жена стали покупать произведения американских и немецких художников - поп-арт, минимализм, абстрактную живопись. Так, он одним из первых начал покупать Уорхола, Сола ЛеВитта, Брюса Ньюмэна, Ричарда Серра, затем Джефа Кунса. «Я был совершенно поражен этим белым пространством, которое напоминало снежную бурю» - вспоминал Херст первую галерею Саатчи на севере Лондона. «До этого, британского искусства практически не существовало. С тех пор, как Саатчи начал свою деятельность, появились большие имена, большие американские художники, большие пространства. Масштаб изменился. Это была настоящая революция. «Saatchi Gallery» была как бы другой планетой, это моя самая любимая галерея на свете».

В 90-х гг. Саатчи отделался от работ американских художников, чтобы начать инвестировать в молодых и довольно экстравагантных , чтоб не сказать «чокнутых» студентов художественных школ. Они сформировали группу Молодых Британских Художников (YBA - Young British Artists), меценатом, покупателем и промоутером которой стал Саатчи. Когда к ним пришла известность, членам этой группы было около 25 лет. Самыми знаменитыми из них стали Херст, свежевавший туши животных, Сара Льюкас, Трэси Эмин, выставившая свою кровать, вокруг которой валялись ее трусики и использованные презервативы, братья Чапмэны, которые забавлялись тем, что изображали мужские половые органы, вырастающие из глаз маленьких девочек. Художников YBA сближает патологическая тяга к интиму, сексу, незамаскированному насилию. Саатчи все еще хранит в своем собраниии некоторые работы художников этого поколения, кульминационным моментом в судьбе которых была большая выставка «Sensation». В 1997 г., но бОльшую часть он продал, например, одна из работ Марка Куинна, купленная за 13000 фунтов, через десять лет была продана за 1,5 млн фунтов.

Такие сделки раздражают всех – наблюдателей, музеи, у которых не хватает средств на приобретение новых произведений, да и самих художников, считающих, что Саатчи их предает. Говоря о Саатчи, Херст назвал его «патологическим покупателем, больным деньгами». Итальянский художник Сандро Киа публично выражал свое негодование, когда Саатчи распродал принадлежащие ему работы Киа, считая, что тот потопил его. «Саатчинойя» достигла такого масштаба, что в 2004 г., когда склады, в которых хранились его собрания, сгорели, многие обвиняли его в умышленном поджоге, счытиая, что он хотел таким образом отделаться от неполностью удовлетворявших его работ без ущерба, получив от страховой компании возмещение, которое он инвестировал в «свежую кровь».

Деньги? «Должен признаться, что я не думаю о них по той простой причине, что я невероятно богат. Я покупаю работы начинающих художников или тех, кого я прогладел – что случается довольно часто, потому что я никуда не езжу. И если мне приходится заплатить в десять раз дороже рыночной стоимости работы, я согласен сделать это. Для меня важно иметь произведения, из которых можно составить самую прекрасную выставку в мире» - сказал Саатчи в интервью, которое он дал газете «Guardian».

Саатчи повторяет, что его продажи, приносящие ему большую прибыль, позволяют ему инвестировать в других художников, делать новые имена и все время обновлять свое собрание. Он охотно употребляет довольно кровожадные формулы и инонически сравнивает себя с вампиром. «Я не ориентируюсь на какую-нибудь модель, я совершенно лишен романтической привязанности к прошлому. Если бы я оставил все, что я покупал, я был бы похож на гражданина Кейна, окруженного своими сокровищами. Мне достаточно знать, что я владел шедеврами и выставлял их. Находить самое-самое новое искусство – вот что я умею делать лучше всего»

Этот собиратель «самого-самого нового искусства» проводит все свое время, бегая по загаженным складам, совершенно неправдоподобным галереям восточных вкарталов Лондона, выставкам в художественных школах, а теперь и на Интернете. После того, как его подопечные - художники YBA - стали знаменитыми, у него появилась новая цель – найти им замену. На кого поставить? Саатчи, единственный в истории случай коллекционера, инициировавшего художественное движение, стал искать. Он нашел других молодых художников, работавших в Лондоне, и объединил их под названием «Невротических Новых Реалистов». В их число входят Рон Мюк и Дэвид Фалконер, продолжатель скотской и разлагающейся жилки Херста, делающий скульптуры из трупов мышей...

Но на этот раз эффект «Саатчи» не имел такого успеха. Тогда, надо полагать, устав от какашек, трупов насекомых и всяких жутких видений, наш стратег объявил о Великом Возвращении живописи. Теперь Саатчи, которого часто упрекали в том, что он – формирователь сомнительных вкусов, не изобретал новой тенденции. Тогда его обвинили в том, что что он больше не занимается тем, в чем его упрекали до сих пор. Некоторые увидели в его новой ориентации просто напросто стратегию диверсификации («Живопись в настоящее время недооценена, так давайте же покупать ее!»). Среди художников, которых он выставил в своей галерее в County Hall в 2003 г.. Мартин Киппенбергер и Петер Дойг, сразу после этой выставки достигший рекордных цен. Нужно ли объяснять, что рекорды эти были достигнуты при продаже работ, принадлежавших Саатчи?

Осенью этого года галерея Саатчи переехала в грандиозное новое помещение в Челси. Сейчас, по словам правой руки Саатчи, Найгела Херста, «коллекция насчитывает 2500 работ. Что мы можем выставить в этом новом помещении? Сто работ? Честно говоря, даже меньше. Музей – это видимая часть айсберга, но он представляет собой замечательную витрину».

На первой выставке на новом месте показывали исключительно китайских художников. На следующей будут выставлены художники из Индии. Интересно, что Саатчи, претендующий на роль глобального коллекционера, комплектует свои собрания по географическому признаку. В настоящее время он делает свои закупки в Азии – как все. Он скооперировался с аукционным домом Phillips de Pury & Co, очень активным на рынках Азии и совсем недавно перешедшим под российский контроль. На втором этаже, над галереей, аукционный дом располагает залом, где он может организовывать свои собственные выставки, причем финансирование аукционного дома позволяет обеспечить посетителям бесплатный вход. Так, там были представлены большие работы американского художника Джулиана Шнабеля, старого знакомца Саатчи, первым выставившего его в Европе, до того, как они разругались. Рядом с галереей совсем недавно открыл свой магазин издатель книг по искусству Ташен. Такое смешение жанров между коллекционером, директором музая, торговцем искусством, аукционным домом и издателем, уже давно никого не шокирует, вот уже тридцать лет, как вселенная Саатчи функционирует именно таким образом.



LCR вне форума   Ответить с цитированием
Эти 14 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение:
dedulya37 (09.11.2008), DSF (10.11.2008), fross (09.11.2008), Glasha (09.11.2008), Grigory (10.11.2008), ikoku (25.11.2009), Ludmila (09.11.2008), qwerty (09.11.2008), SDN (09.11.2008), Tana (09.11.2008), uriart (09.11.2008), Wladzislaw (09.11.2008), Евгений (09.11.2008), Кирилл Сызранский (09.11.2008)