Цитата:
Впервые вижу столь слабую, беспомощную работу Григорьева. Сам художник, наверное, ужаснулся бы, увидев её на стенде этой галереи.
|
Вот всего лишь несколько положений, которые позволяют усомниться в справедливости слов уважаемых участников форума, считающих работу Б. Григорьева «Фавны» «слабой и беспомощной» (observer 17/10/2009 16:30). По-видимому, столь категоричное негативное мнение связано с полным незнанием раннего периода творчества художника.
1. Работа Григорьева Б.Д. Опубликована в издании: Бурцев А.Е. Мой журнал. Вып. 16-й. Т.6. СПб, 1913.
Александр Евгеньевич Бурцев — петербургский собиратель русской старины, коллекционер, этнограф и библиофил. С конца 1890-х годов вплоть до начала Первой мировой войны он публиковал работы
Читать дальше...
художников, которые коллекционировал по своему личному вкусу, не примеряясь к моде и отзывам критиков. Бурцев приобретал лучшие работы Григорьева 1913-1914 годов и публиковал в «Моем журнале», выходившем тиражом в 125 экземпляров. Он устраивал выставки своего собрания, мечтал основать музей нового русского искусства.
Бурцев издал в Санкт-Петербурге «Каталог русских редких книг» (1896), «Описание редких российских книг в 5 томах» (1897) и др. Кроме того, он издавал «Мой журнал для немногих», «Собиратель», «Муравейник», «Досуги библиофила», «Свободные часы» и др.
2. Работа опубликована в изд.: Галеева Т.А. Борис Дмитриевич Григорьев. СПб.: Золотой век, Художник России, 2007. Илл. 30.
Ведущий специалист ГТГ И.Вакар, занимающаяся творчеством Б. Григорьева, пишет: «Картины принадлежат к большому кругу произведений 1912-1913 годов, связанных со сказочно-мифологической или театральной тематикой. Это, как правило, небольшие темперные работы, представляющие сцены с участием костюмированных или просто вымышленных персонажей, действующих в не менее вымышленных, подчас фантастических пейзажах или интерьерах. Стилистически они решены в одном ключе: гибкие, “бескостные” фигуры движутся среди уплощенных “декораций”, колорит условен и построен на вспышках интенсивных цветов; пронизывающая эти работы атмосфера игры, лицедейства, “некоторого дурачества” во многом связана с увлечением Б. Григорьева петербургским артистическим кабаре “Бродячая собака”, завсегдатаем которого был художник.
Данная работа является типичной для этого периода творчества Григорьева и этого круга произведений. Она выполнена быстро и легко, с импровизационной свободой, и варьирует излюбленные художником мотивы: женщины в цветастых полупрозрачных костюмах лениво выгибаются, скорее имитируя стремительное бегство, чем убегая от фантастических косматых персонажей; зеленая лужайка с дугообразным горизонтом и кулисно расставленные деревья создают атмосферу искусственной сценической среды. Характерны некоторые устойчивые приемы в трактовке предметов: легкая деформация фигур и едва намеченные черты красавиц и фавнов, орнаментация одежды, вносящая в работу элемент декоративности, волокнистая структура ствола дерева и т.п. В работе присутствует тот свойственный Борису Григорьеву юмор (не литературного, а пластического свойства), который отличает его от большинства художников-современников. Произведение имеет музейное значение».
3. Работа Григорьева Б.Д. «Фавны» (1913 год) вошла в топ-лист экспертного совета (14 экспертов) XXVII Антикварного салона.