Зачем изобретать велосипед?
Одним из наиболее известных зачинателей экономической теории культуры явился, несомненно, Иуда Искариот. Верный сын своего народа, он монетизировал свою близость к Спасителю, положив на чаши весов с одной стороны - нарождающуюся христианскую культуру, а с другой - 30 серебренников - сумму, позволяющую купить тогда небольшой участок земли в окрестностях Иерусалима. Побочным продуктом трансакции, по его мнению, должно было явиться укрепление стабильности иудейского общества и Империи в целом.
Опыт, однако, оказался неудачен… Не разбираясь в тонкостях экономической теории и находясь в плену отсталых метафизических воззрений, Иуда вынужден был наложить на себя руки, признав de facto первичность горнего перед дольним.
В середине XIX века Карл Маркс уже окончательно и бесповоротно расставил все точки над i, постулировав и доказав первичность материального и универсальность рыночных отношений во всех проявлениях человеческой деятельности. Отныне, все покупалось и все продавалось вполне законно, и у рыночных трейдеров не было ровно никаких оснований для рефлексий, тем более для суицида.
С того момента любой культурный процесс становится не просто оправданным, но и необходимым, если в результате образуется Прибавочная Стоимость. Прибавочная стоимость – новый Бог общества. Со своей «Церковью», храмами, жрецами, сектами и прочей атрибутикой…
Есть даже исихасты, смысл служения которых – непрерывная молитва новому божеству. Есть и учебники по исихазму, авторами которых являются апостолы новой веры – Дейл Карнеги, Наполеон Хилл и им подобные, которых – тьма…
Поэтому, вопрос о создании специальной дисциплины – экономики культуры – является, по-моему, достаточно надуманным. Культура в новейшем обществе развивается методом «генерации смыслов» и дальнейшей их перепродажи. С этой точки зрения картины, как объекты рыночных отношений, ничем не отличаются памперсов или дорогих автомобилей. Сама теория вопроса очень хорошо изучена и апробирована на протяжении уже более столетия. Преимущество новейшей экономики перед патриархальной основано на том, что свободно-торгуемые «смыслы» не нужно добывать в рудниках, не нужно подвергать обработке, не нужно перевозить, хранить и т.п.
Достаточно «сгенереровать смысл», приклеить его к любому предмету, принести подобающую случаю жертву в виде рекламы и ждать результата… Даже образования для подобной экономической деятельности не требуется от жрецов. Только Вера. Вера в деньги, вера в бездуховность, вера в тотальное варварство…
Наивно полагать, что в действующей парадигме производителю культурных ценностей (например, художнику) отводится сколько-нибудь заметное место. Последний даже не средство производства, не орудие труда. Он – сырьё, глина для истинных «творцов» культурных ценностей.
|