В существующем здании площадь функционального пространства – 2 тысячи квадратных метров. Однако, общее владение ГЦСИ больше, так как некоторые прилегающие здания находятся в его собственности. За счет них и собираются расширять музейную площадь. Новый музей разместиться на 25 тыс. м².
Надо заметить, что улица Зоологическая – довольно узкая и густо сажена деревьями, но худрук ГЦСИ успокоил, что по горизонтали музей будет расти только за счет дополнительных владений, а остальные метры будут добираться за счет высоты здания.
Начало положено
Основы будущей коллекции тоже уже заложены. «В коллекции ГЦСИ есть работы самых разных художников, очень хорошие, и будут новые – мы сейчас находимся в процессе покупки и передачи в дар, – сообщил Баженов. – Это и Дэмиен Херст, и братья Чепмены и другие художники». Кроме того, по его словам, на коллегии Минкульта было сказано, что ведомство «понимает свои обязанности по финансированию, приобретению работ в коллекции» крупнейших российских музеев, в том числе и нового.
У задуманного музея, конечно, будут иностранные партнеры, сообщил худрук ГЦСИ. «У нас давние дружеские и партнерские отношения с разными музеями, от Гуггенхайма до будущего музея современного искусства в Риге, где я член экспертного совета. Мы давно дружим с Центром Помпиду, – рассказал он. – Как только мы оформим формально свое существование, мы оформим и партнерство, личное и дружественное, с нашими коллегами».
На чьи деньги
Реализовывать этот амбициозный культурный проект будут на государственные и частные деньги. Как рассказал GZT.RU директор Института проблем современного искусства (ИПСИ) Иосиф Бакштейн, который участвовал в коллегии, Министерство культуры готово профинансировать строительство нового здания.
Также «на коллегии выступили представители бизнес-элиты, которые высказали готовность помогать», рассказал Леонид Бажанов. Он добавил, что у ГЦСИ также есть уже сложившиеся связи. «Мы надеемся на их помощь», – отметил он.
Сколько денег понадобится на московский аналог центра Помпиду, Бажанов не берется предполагать. «Чем больше, тем лучше, ведь цены на современное искусство очень высокие. Надо будет инвестировать и в создание произведений», – сказал худрук ГЦСИ. При этом повторил, что «сегодняшняя коллегия – это еще не старт к бурной собирательской деятельности», а просто «принципиальное решение».
Велосипед изобретать не нужно
Иосиф Бакштейн рад, что Минкульт «живо откликнулся на разговоры» о том, что такой музей в России необходим. «Современное искусство не делится по этнографическому принципу, конечно нужен интернациональный подход», – считает он. При этом он отметил, что это «дорогостоящая история», которая требует крупных «финансовых инициатив».
Кроме того, директор ИПСИ призвал участников нового проекта привлечь к его обсуждению ведущих экспертов – «музейных работников, кураторов и так далее», причем не только российских, но и иностранных. «Чтобы они проконсультировали тех, кто будет этим заниматься, дабы не изобретать велосипед», – пояснил он.
«Ведь важно определиться, что собирать, искусство каких периодов, – совсем современное или послевоенное. Например, послевоенное искусство – очень дорогостоящее, хотя цены и снизились из-за кризиса», – заметил Бакштейн.
Также он сказал, что особенное внимание нужно уделить зданию, где разместиться эта коллекция. «Нужно отчетливо соотнести концепцию музея с архитектурным проектом. Обычно архитектура здания напрямую связана с его коллекцией», – подчеркнул искусствовед. Насколько отвечает этому критерию уже предложенный проект, Бакштейн не взялся оценить, так как видел только эскиз – его показали на коллегии.
http://gzt.ru/topnews/culture/251134.html
Вы, конечно, имеете полное право меня обвинить в консерватизме, но мне правда не понятно, зачем нужно тратить очередные многие миллионы денег налогоплательщиков на еще одну площадку для современного искусства. Можно, конечно, много и долго кричать о "необходимости" и "актуальности", однако, как показывает практика, подобные залы стоят почти пустыми вне каких-либо презентаций и перформансов, которые также, по сути, являются лишь "местом тусовки". Есть прекрасный Музей Современного искусства. Есть здание ГТГ на Крымском валу. Есть масса ультрасовременных галерей. При этом срочно нуждается в реконструкции тот же Музей Востока, для комплектации коллекций ГМИИ нет денег, почти потерян "пояс" подмосковных усадеб, не говоря уже о многих музеях в провинции. Я почти умолчу о том, что в стране негде посмотреть искусство доколумбовой Америки, не считая зала слепков в РГГУ, созданного усилиями умнейшей Г.Г. Ершовой, и пяти-десяти предметов в ГМИИ, совсем ничего не скажу о том, что Россия давно не принимает крупнейшие международные выставки, да хотя бы того же Тутанхамона, второе турне которого охватило весь мир. Кроме нас. Почему? Денег нет. Видно только, не на все. На то, что, по сути, никому особенно не нужно, но что двигают конкретные лица, деньги есть. В изобилии.
Виктор Солкин
http://victorsolkin.livejournal.com/205101.html