Показать сообщение отдельно
Старый 14.10.2009, 12:29 Язык оригинала: Русский       #1
Гуру
 
Аватар для Meister
 
Регистрация: 11.04.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 2,576
Спасибо: 1,512
Поблагодарили 2,998 раз(а) в 1,037 сообщениях
Репутация: 1816
Отправить сообщение для Meister с помощью ICQ
По умолчанию

ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович
7 июля 1881 (в литературе встречается ошибочная дата 14 июля; Житомир) — 1 мая 1948 (Москва)

Живописец, график

Родился в семье служащего магазина. Детство провел в Житомире, где, по-видимому, получил первоначальное образование. В 1905 переехал в Одессу, занимался в частной художественной студии. Был активным членом молодежной секции «Бунда», в 1906 в связи с преследованием членов этой партии был вынужден уехать за границу. Недолгое время жил в Вене, затем переехал в Париж. Учился в Академии Витти у А. Мартена, А. Камараза, К. Ван Донгена и Э. Англада. Жил в колонии художников La Ruche («Улей»), познакомился со многими представителями творческого авнагарда, в том числе с П. Пикассо, А. Модильяни, Х. Сутиным, А. Марке, Ф. Леже, Д. Риверой, Ж. Браком, Х. Грисом, Г. Аполлинером, М. Шагалом и другими.

В 1912 выставил в салоне Общества изящных искусств «Портрет Н. Д. Штеренберг», который получил хорошие отзывы и принес автору известность в европейских художественных кругах. В том же году представил свои работы в салоне Независимых и Осеннем салоне, в дальнейшем став их постоянным экспонентом. Работал в области журнальной графики, сотрудничал с журналом «Гелиос», который издавала коллегия художников при Русской Академии в Париже. В 1917 принял участие в групповой выставке в галерее «Бернхейм» вместе с П. Боннаром, А. Марке, А. Матиссом, М. Утрилло, А. Озанфаном.

В 1917 возвратился в Россию, до 1918 жил в Петрограде, с 1918 — в Москве. В 1918 экспонировал свои картины на Выставке еврейских живописцев в Москве. Был назначен заведующим Отдела ИЗО, а также председателем Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса (до 1921). С 1920 (до 1930) преподавал во ВХУТЕМАСе (в 1925 переименован во ВХУТЕИН). Участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. Вошел в московскую секцию искусства Культур-Лиги.

В 1922 прошла совместная выставка Н. И. Альтмана, М. Шагала и Штеренберга, устроенная под эгидой Культур-Лиги. В том же году художник занимался организацией Первой русской художественной выставки в галерее Ван Димена в Берлине.

В 1925 стал одним из основателей и председателем Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). Принимал участие во всех выставках Общества. В 1927 в Москве состоялась первая персональная (и единственная прижизненная) выставка Штеренберга.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Иркутск, работал в «Окнах ТАСС». В послевоенные годы создал серию «Библейские сюжеты» (1947–1948).

Ретроспективные выставки произведений художника прошли в Москве в 1959, 1978, 1991.

Штеренберг — один из самых самобытных мастеров отечественного искусства. Его творчество можно условно разделить на три этапа.

В ранний период (1906–1915) наиболее сильное влияние на его творчество оказал фовизм, кубизм и кубофутуризм. Все произведения этого времени написаны в резкой, экспрессивной манере.

В 1915–1916 стиль живописи кардинально изменился. После ранних умеренно-авангардистских экспериментов разработал особый тип плоскостного натюрморта, порой декоративного, порой остродраматического (Селедки, 1917–1918, Третьяковская галерея, Москва). Художник писал почти исключительно натюрморты, экспрессия сменилась статикой, преобладающей стала примитивистская концепция. Другой стала и техника живописи: Штеренберг отказался от подчеркнуто объемного изображения с резкими свето-теневыми моделировками. В своих картинах он создавал фактурную поверхность, которая соответствовала характеру изображения. 1920-е — время расцвета творчества художника и его наивысшей известности.

В 1930-х стиль живописи мастера снова претерпел изменения. Художник вернулся к экспрессивной живописи с нюансированной разработкой монохромной колористической гаммы, в основном выдержанной в коричнево-красных тонах. В своей живописи и графике (рисунке, офорте, ксилографии) 1930-х — 1940-х он стал одним из основоположников так называемого «тихого искусства», противостоящего официальному заказу.

Произведения Штеренберга находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Одним из наиболее значительных собраний живописи и графики мастера обладает ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг.jpg
Просмотров: 229
Размер:	66.1 Кб
ID:	436505   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг2.jpg
Просмотров: 330
Размер:	28.9 Кб
ID:	436515   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг3..jpg
Просмотров: 353
Размер:	80.0 Кб
ID:	436525   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг4.jpg
Просмотров: 286
Размер:	20.4 Кб
ID:	436535   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг. 1912.jpg
Просмотров: 299
Размер:	123.7 Кб
ID:	436545  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг. Аниська. 1927.jpg
Просмотров: 302
Размер:	28.4 Кб
ID:	436555  
__________________
До меня мир рисовали таким, как его видят. Я рисую так, как его мыслю. (с) Пикассо.



Meister вне форума  
Эти 12 пользователя(ей) сказали Спасибо Meister за это полезное сообщение:
Jasmin (14.10.2009), LCR (23.10.2009), lusyvoronova (14.10.2009), qwerty (14.10.2009), Seriy (12.12.2013), spigo (17.10.2009), Tana (17.10.2009), usynin2 (01.08.2011), Кирилл Сызранский (14.10.2009), Маруся (14.10.2009), Тютчев (14.10.2009), Ухтомский (18.10.2009)