Былое: два портрета Марии Савиной
За Савиной Марией Гавриловной укрепилась легенда петербургской Сары Бернар, что означало высочайшую оценку творчества актрисы. Современники очень трепетно и требовательно относились ко всему, что с ней было связано. Портреты актрисы всегда были под пристальным вниманием поклонников, и это понятно, ведь они видели её вживую, наслаждались её игрой, рукоплескали ей.
В этом небольшом репортаже с Театральной выставки высказано мнение современника:
«Вот два портрета М.Г.Савиной. Один – французского художника, другой – К.Маковского. Оба писаны в молодости Савиной. Может быть, француз писал года на два, на три раньше. Насколько француз понял и осветил лицо Савиной, настолько Маковский ничего не понял и всё, что пред собою видел, опошлил, выгладил, прилизал, сделав какую-то бонбоньерочную головку: даже простого фотографического сходства не дал.
Пред портретом французского художника я простоял довольно долго. Савина изображена на полотне такою, какая она сохранилась у меня в памяти в ролях Лелечки («Блуждающие огни»), Оли («Светит да не греет»)…. У Савиной в глазах, глядящих серьезно и даже задумчиво, сидит чертенок, бес. Глаза не улыбаются, но могут поднять на смех. Глаза спокойны, но могут зажечь пожар. Какая-то цыганская кровь, словно переливается в голубых жилках… Может быть, специалисты найдут существенные недостатки в портрете, но художник что-то угадал, что-то предусмотрел, какие-то возможности предуказал. И предвидение его оправдалось…»
Заметка А.Кугеля в журнале «Театр и Искусство» №10, 1908 год.
На фотографии, для сравнения - Актриса М.Г.Савина в роли Лялечки в спектакле "Блуждающие огни" по пьесе Антропова - первый дебют в Петербурге 14 марта 1874 г.
|