Показать сообщение отдельно
Старый 25.05.2009, 14:17 Язык оригинала: Русский       #1
Гуру
 
Аватар для Amateur
 
Регистрация: 25.03.2009
Адрес: Россия, СПб
Сообщений: 1,715
Спасибо: 1,838
Поблагодарили 3,879 раз(а) в 698 сообщениях
Репутация: 7406
По умолчанию

Мне кажется, что на эволюцию изобразительного искусства повлияла не физика и другие точные науки сами по себе, а их практические результаты. Ведь вряд ли тогдашний художник разбирался в передовых физических описаниях картины мира типа теории относительности, квантовой механики и т.п. Но появление в XIX веке фотографии в самом деле "лишило художников работы" по точному изображению действительности: фотография делала это гораздо точнее, чем любой художник. Однако впечатления (impressions) от увиденного фотография, тогда еще черно-белая, способна передавать в гораздо меньшей степени, чем живопись. Отсюда - этюдная манера импрессионистов, а также их эксперименты с цветом (начавшиеся еще у Делакруа). Зоркий глаз художника подметил и перспективные искажения фотографических изображений по сравнению со зрительным восприятием (Гоген выражался по этому поводу явно, Сезанн - своими картинами). Появление в начале XX века цветной фотографии с ее поначалу несовершенной цветопередачей вызвало тягу к чистым цветам в живописи (например, Вламинк, Марке, Дюфи). Стереоскопическая фотография со своим непревзойденным реализмом (родилась почти одновременно с обычной, но испытала настоящий бум на рубеже XIX - XX вв, кстати, ее большим любителем был Л.Н. Толстой) вызвала желание художников к "отказу от наглядности", к изображению преломленной через их сознание действительности (футуризм, кубизм, сюрреализм), а также беспредметной живописи. Все вышесказанное, естественно, лишь правдоподобные гипотезы.

Цитата:
Сообщение от mezon Посмотреть сообщение
Я нимало не склонен к мистике и не намереваюсь искать в этих поразительных совпадениях некие потусторонние влияния. Но каким-то непостижимым образом грандиозные трансформации человеческого духа в созданиях и пониманиях искусства (музыки, литературы, живописи) и в построениях науки (физики, биологии, психологии) действительно оказываются синхронными и они, наверное, взаимосвязаны.
Меня лет 15 тому поразила и с тех пор врезалась в память репродукция картины Бурлюка "Атом" из журнала "Америка" где-то 1970-х годов (сама картина находится в Метрополитан-Музеум). Написана она, насколько я помню, в лиловых тонах, датирована 1911 годом, но на ней изображены (условно, конечно) и орбиты электронов, и ядро атома. Но ведь орбитальная модель атома впервые была выдвинута и обоснована Нильсом Бором только в 1912 г.! Каким образом...? Я давно и пока безуспешно разыскиваю репродукцию этой картины и был бы очень благодарен тому, кто выложил бы ее на форуме.



Amateur вне форума  
Этот пользователь сказал Спасибо Amateur за это полезное сообщение:
mezon (25.05.2009)