Показать сообщение отдельно
Старый 22.03.2014, 12:40 Язык оригинала: Русский       #1
Местный
 
Регистрация: 04.03.2012
Сообщений: 153
Спасибо: 1
Поблагодарили 46 раз(а) в 29 сообщениях
Репутация: 91
По умолчанию Павел Мирошниченко. "В душе он был ностоящий лирик и романтик".

Павел Петрович Мирошниченко родился первого июня 1920 года в Беловодске Луганской области. Поселок раскинулся на берегах Деркула, из-за прозрачных, «белых» вод которого и получил свое название. Красота родного края навсегда отпечаталась в душе и в памяти Павла Петровича, рано разбудила в нем тягу к искусству. Однако, реализовать свою мечту будущий художник смог не скоро. После окончания школы и работы техником в горкомхозе в 1939 году он был призван на срочную службу в РККА. Когда началась великая Отечественная война, Павел Петрович охранял южные рубежи родины.

Военная биография артиллериста Мирошниченко была насыщенной самыми разными событиями. Как впоследствии вспоминал П.К.Столяренко о своем давнем друге «Павло был храбрый человек! Ничего и никого не боялся». Вот только один эпизод его военной эпопеи. В составе Керченско-Феодосийского десанта он попадает на Керченский полуостров в канун 1942. Сам по себе десант был легендарным подвигом советских солдат, не говоря о последующих боях за Крым. Остаться целым и невредимым в тех условиях было почти чудом.

В мая 1942 года при отступлении Красной Армии вместе с остатками воинских частей и мирными жителями он спускается в Аджимушкайские каменоломни. Люди надеялись переждать наступление немцев, а оказались заваленными в туннелях на 170 дней. По прошествии 70 лет многие из нас уже и не представляют себе весь ужас этого подземелья смерти. В каменоломнях не было воды! Воду насасывали из каменных стен дальних пещер, где холоднее, ели лошадей и крыс…Довольно скоро немцы догадались пускать газ. И пускали его планомерно по два раза в день.

Когда стало ясно, что немцы от каменоломен не уйдут, Павел Петрович начал искал любую возможность побега. «С винтовкой я обороняться не умею, а пушку там не развернешь» - шутил потом Мирошниченко. Уже много лет спустя он возил друзей Столяренко и Захарова в те места – показывал, где и как вышел на поверхность. Вернувшись в действующую армию, Павел Петрович воевал на Кавказе, а потом прошел через всю страну и пол-Европы – Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию. Победу встречал уже в Праге. За проявленное мужество и героизм П.П.Мирошниченко был награжден Орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За освобождение Вены», «За победу над Германией», «За боевые заслуги».

Демобилизовавшись в 1946 году, Павел Петрович в шинели с орденами пришел поступать в художественное училище им. Самокиша. Естественно, он был принят на первый курс и даже назначен старшиной общежития. Крутой характер и военная дисциплина нового студента многим казалась чрезмерной, но порядок в общежитии был установлен стремительно и надолго.

Читать дальше... 
Его однокашниками по училищу оказались Сергей Бакаев, Владимир Соколов, Степан Мамчич, Нина Драгомирова, Ольга Дудина – интересные люди, одаренные художники. В таком окружении Павел Петрович, не наделенный от природы легкостью изобразительного мастерства, должен был работать с особым упорством. Но упорства и настойчивости ему было не занимать. Повезло и с учителями - с первых лет С.И.Владимиров и М.П.Крошицкий, а к выпускному курсу Ф.З.Захаров и В.Д.Бернадский. Талантливые живописцы и неравнодушные педагоги, эти люди дали своим студентам главное – любовь к искусству, основы мастерства и стремление к постоянному самосовершенствованию.

Павел Петрович всегда помнил, как трудно начинающим художникам и как мог, поддерживал молодых. В течение двадцати лет Павел Петрович возвращался к преподавательской деятельности. С 1951 года по распределению приехал в Балаклаву учителем черчения и рисования в школу № 30, потом работал в Севастопольском городском судостроительном техникуме. С 1956 года он становится художником Севастопольских художественно-производственных мастерских, но тем не менее на общественных началах возглавляет студию самодеятельных художников. Около 10 лет с 1962 по 1970 отданы наставничеству. Много хороших живописцев прошло через эту мастерскую – Анатолий Сухоруких, Феликс Кутинов, Александр Шадрин, Зиновий Филиппов и другие.

Народный художник Украины А.И.Сухоруких вспоминает эту мастерскую с особым теплом: «После окончания училища приехал я в Севастополь, а мастерской нет, приткнуться некуда. Павел Петрович меня и позвал. Более двух лет я работал в этой студии-мастерской в Загородной балке. Она была большая и светлая, и, главное, в ней всегда было тепло! Павел Петрович к молодежи был внимателен, но ничего не навязывал. Обычно в первой половине дня работали в мастерской, а после обеда частенько выезжали в окрестности города на этюды. У Мирошниченко тогда был Запорожец – так вот он нас и вывозил. И еще, что было тогда очень важным – не приветствовал Павел Петрович пьянства и даже выпивки в мастерской не позволял. Работать, так работать!»

Севастополь стал для П.П.Мирошниченко родным городом. Здесь Павел Петрович встретил свою супругу – Галину Ивановну, родились сын и дочь. Несмотря на специальность, далекую от искусства – Галина Ивановна преподавала в школе английский язык, была методистом – она всю жизнь поддерживала мужа. Наше знакомство с семьей Мирошниченко произошло в 2000 году и сразу бросалось в глаза любовное отношение Галины Ивановны к работам мужа. В доме были собраны лучшие картины художника: Восточный Крым, виды Алсу (Хижина в горах, 1998г) «А это моя самая любимая! – говорила Галина Ивановна, показывая на Седневский осенний пейзаж. – на Пашину родину похоже».

Начиная с 1952 года, П.П.Мирошниченко постоянный участник городских и областных художественных выставок. Несмотря на многолетнюю работу преподавателем, он находит время для творчества. В частных и музейных коллекциях часто встречаются пейзажи этого периода, особенно много видов Севастополя и окрестностей. Работы «Инкерман» (1961г, СевХМ им.М.П.Крошицкого) и «Осенние виноградники» (1962г.) лучшие образцы раннего периода творчества художника.

В свободное время Павел Петрович стремился уехать на природу с друзьями. Со времен ученичества сложились хорошие отношения студента Мирошниченко и педагога Захарова. А в начале 60-х к их компании примкнул Петр Кузьмич Столяренко. Три совершенно разных человека, прошедших к этому времени разный жизненный путь, три непохожих художника сохранили настоящую мужскую дружбу на протяжении всей своей жизни.

«Ездили постоянно, по нескольку раз в год - вспоминает П.К.Столяренко.- У Паши был Запорожец и мы часто ездили в Восточный Крым, в Соколиное, даже на Кубань. Федор ездил не всегда, очень уж ему в Запорожце было неуютно. Но когда собирались, то Федора складывали в три погибели (Ф.З.Захаров был 2-х метрового роста – прим. автора), грузили краски, холсты и удочки и отправлялись на этюды». Ко всему прочему, трое друзей были заядлыми рыбаками, поэтому поездки были полны приключений и анекдотических случаев.

Петр Кузьмич с удовольствием вспоминает былые приключения: «Однажды поехали мы на Кубань, на кордон Пересыпь, где у меня была старенькая хатка. Ловили несколько дней, и мелочи наловили и небольших осетров. Только на уху пускали головы, да потроха, ну и мелочь тоже. А из осетровых туш делали балыки. Тешки тоже шли в дело – варили из них рыбий клей и проклеивали холсты. Я, как тогда говорили, «кухоревал». Павел, как всегда немногословный, только шутил. А Федор страдал – «не наедаюсь я этим. Когда же рыба будет настоящая!?». Как-то вечером пришли соседские рыбаки и говорят «У вас тут машина есть? Мы для вас колесо принесли» - И показывают у стенки приваленное колесо лежит – здоровенное! Мы с Павлом переглядываемся. - Вот чудаки! Зачем Запорожцу такое колесо… А сосед смеется. Подходим и видим – колесо это из осетра – голову они к хвосту привязали в темноте и не разберешь. Огромная была рыбина – такую вялить бесполезно. Нарубили на куски – вот тогда мы все наелись! Два дня ели. А балыки, кстати, домой привезли, Федя их распробовал и был очень доволен».

Конечно, главной в этих поездках была работа. Писали много – на картонках, на холстах, на всем, что под руку попадалось. Павел Петрович пробовал себя и в натюрморте и в портрете, но максимально раскрыть свой талант художника смог именно в пейзажном жанре. В 60-е годы в работах П.П.Мирошниченко видно влияние Петра Кузьмича – близкая цветовая гамма, композиционные решения, даже пластичность мазка. И, тем не менее, работы Павла Петровича узнаваемы. (Вечереет, 1974г.) Большая часть произведений живописца – сельские или городские пейзажи, виды моря с рыбачьими лодками на берегу. Павла Петровича интересовали люди, их жизнь. Хотя он старался избегать тематических картин или многофигурных композиций, но присутствие человека читается в его работах всегда. Для этого автор прибегает к старому, проверенному способу введения в пейзаж стаффажных фигур. Вместе с ними мы легко путешествуем по улочкам его городов, встречаем пришедших домой рыбаков или греемся на солнце у беленой украинской хаты – Павел Петрович в совершенстве освоил эффект присутствия. В этом тоже есть безусловный талант художника – оживить свои пейзажи, сделать их частью реальной жизни.

Каждая новая картина или большой этюд давались Павлу Петровичу не сразу – это был долгий путь поиска. Художник переписывал их по много раз, в результате живописный слой становился плотным, объемным, фактурным. Глядя на работы Павла Петровича, мне всегда вспоминается письмо К.Ф.Богаевского к М.А.Волошину в 1907 году: «Все это время я работаю маслом. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что масляная краска, действительно, убивает во мне свободу; она в конце концов опошляет всякую первоначальную хорошую задачу, замысел. Приходится все время приноравливаться к ней. Масляная краска у меня покрывает точно дряблым телом скелет замысла, из нее уже не увидишь крепости и силы костей». Но как К.Ф.Богаевский обожал работу маслом, так и Мирошниченко не был готов отступить. Он пробовал себя и в графике: тушь, карандаши, фломастеры, акварель, потом в монотипии, но всегда возвращался к маслу, считал, что именно в цвете и в фактуре этой живописи он сможет добиться успеха.

Говоря о творческом пути П.П.Мирошниченко нельзя не вспомнить его многолетнюю работу в севастопольских художественно-производственных мастерских. Как у большинства наших живописцев, так и у Павла Петровича большая часть жизни была связана с заказными работами, поездками по колхозам, базам отдыха рыбаков, с созданием оформительских картин. А.И.Сухоруких работал вместе с Павлом Петровичем много лет, часто оказывался в одной производственной бригаде. Ему тоже есть что вспомнить о тех далеких годах: «Встречает меня как-то Арефьев и говорит:

- Толя, мы с Мирошниченко и в Филипповым должны ехать в Верхнесадовое не днях, в Филиппов не может. Поедем с нами!

- Ну, хорошо, поедем.

Проходит 3 дня, пора ехать, а тут и Арефьев пропал куда-то. Что делать? Мирошниченко решил ехать вдвоем. Так и поехали. Я писал для колхоза копию своего диплома «Матери Севастополя», а Павел Петрович делал большую картину с парнями и девушками на фоне садов. Потом приехал Ю.А. Коновалов из Киева, помогал Павлу Петровичу – одному такой холст не успеть к сроку, да и в композиции нужно было поправить, Павел Петрович был хорошим пейзажистом, а фигуры писать не любил… Так и справились, получилось неплохо. (Смеется)»

Собственный неповторимый стиль автор выработал к середине 70-х годов. Его визитной карточкой навсегда осталось сложное, пастозное многоцветье сплавленных мазков, почти скульптурная лепка изображаемых объектов, будь то лодки на берегу, цветущие сады, морские волны. К середине творческого пути Павел Петрович видел основной своей задачей передачу природного состояния и световоздушной среды. В лучших его произведениях 80-90-х годов свет пронизывает все пространство холста. Автор совершенно достоверно передает вечернее или полуденное освещение, зной или прохладу, тепло деревянных лодок и жар раскаленных улочек южных городов. С годами этот художник - труженик стал настоящим мастером светописи. «Под вечер» (1981г.), «Сбор роз в совхозе Ароматный» (1975г, Сев.ХМ им.М.П.Крошицкого),»Улочка в Бахчисарае» (1987г.) – прекрасные образцы его живописи.

Погружаясь в процесс творчества все глубже, П.П.Мирошниченко, по натуре сдержанный, становился еще более замкнутым. Коллеги часто жаловались на его тяжелый характер, повышенную критичность. Своими раздумьями или наблюдениями Павел Петрович не спешил поделиться с каждым, для этого оставались лучшие друзья – в их удивительной дружбе не было места зависти, была поддержка и внимание к удачам друг друга. И именно друзья понимали Павла Петровича лучше всех. «В душе он был настоящий лирик и романтик» - говорит, немного подумав, П.К.Столяренко.

Однако, Павел Петрович всегда замечал настоящие события в художественной жизни города, видел успехи коллег и в этих случаях не скупился на похвалу. В книге отзывов о персональной выставке севастопольского художника Владимира Васильевича Проценко Павел Петрович написал: «Труд благодарит человека морально, материально и как хотите! Смотрю я на твою выставку и вижу полтора десятка настоящих произведений искусства. А это очень хорошо! Для тебя лично, для коллектива севастопольских художников. Для многих из них ты преподал настоящий урок искреннего труда, любви к искусству». И дальше на двух страницах он описывает свое впечатление от выставки в целом и от отдельных работ, отмечает особенно удачные произведения. В самом конце решается дать совет «Ты много употребляешь черной, коричневой краски. Цвет нужно брать мажорнее, ярче. Ярче чем в натуре не возьмешь, так меня учили. Я тебе об этом тоже говорю» (11 августа 1983 года). В.В.Проценко уже давно сложившийся художник, блестящий акварелист, преподаватель и, тем не менее, он до сих пор хранит эту книгу, вспоминает Павла Петровича как мудрого наставника.

Творческая судьба Павла Петровича сложилась удачно. Он был понят и признан современниками при жизни, участвовал в городских, областных, республиканских и всесоюзных выставках (всего более 80). Его работы были представлены на коллективных выставках в Венгрии и Японии, причем в Японии были приобретены 5 его морских пейзажей для Музея Русского Искусства. В 1995 году П.П.Мирошниченко удостоен звания Заслуженного художника Украины. Его работы хранятся в Севастопольском Художественном музее им. М.П.Крошицкого, В Симферопольском Художественном музее, в собрании Министерства культуры и искусств Украины, в других музеях страны и многочисленных частных коллекциях в Украине и за рубежом.

Неизгладимое впечатление производила мастерская Павла Петровича в последние годы его жизни: большое светлое помещение в Севастопольском Худфонде было завешано, заставлено и завалено холстами. Между ними оставалась узкая полуметровая тропинка от двери к окну, где стоял мольберт и стол для красок. Когда ни придешь, Павел Петрович работает! Говорят, что написал он за жизнь более 2000 картин. Относился к ним очень внимательно и бережно, но продавал спокойно, даже с удовольствием: «Покупают – значит нравится!»

Так и получилось, что в домах многих севастопольцев висят картины этого мастера. Проходят годы, художника уже давно нет с нами, но его добрый и красочный мир навсегда запечатлен на холстах. Глядя на эти работы невозможно представить себе его военное прошлое, замкнутый характер, строгость к коллегам – перед нами тонкий лирик и безнадежный романтик, человек, который ничего не боялся и который смог сохранить свой мир и свои мечты.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Мирошниченко  П.П. В предгорьях  Крыма.1969.Х,м. 121х181. .JPG
Просмотров: 359
Размер:	54.9 Кб
ID:	2301022   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Мирошниченко П.П. Село у моря. 1965 Картон, масло. 70х100.jpg
Просмотров: 343
Размер:	221.9 Кб
ID:	2301032   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Мирошниченко П.П. Крым. Село. 1969. Б., темпера. 36х23,5.jpg
Просмотров: 349
Размер:	415.8 Кб
ID:	2301042   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Мирошниченко П.П. Дождливый вечер. К., м. 50х70.jpg
Просмотров: 343
Размер:	401.2 Кб
ID:	2301062   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Мирошниченко ПП Домик с виноградомКартон масло 36.jpg
Просмотров: 415
Размер:	271.6 Кб
ID:	2303431  




Art Bulvar вне форума