Пользователь
Регистрация: 07.09.2013
Сообщений: 74
Спасибо: 1
Поблагодарили 31 раз(а) в 17 сообщениях
Репутация: 62
|
Конкурсная работа участника intex на тему «Антикварный рынок сегодня. Будущее антикварного рынка России»
Антиквариат Омска без хитростей и прикрас
Легальный рынок антиквариата в нашем городе я бы сравнил с юношеским периодом жизни человека: внешне красив, активен, есть определённые познания, и есть уверенность в себе. Да и по возрасту это сравнение так же приемлемо – ему не более 20 - 25 лет, то есть появился он приблизительно с началом периода «перестройки» и последующего краха советской власти. До того в таком излишестве как антикварная лавка, по мнению больших начальников, в Омске не было необходимости, ввиду отсутствия потребителя. Туристов в город, напичканный оборонными предприятиями, не пускали. Что же касается местных строителей коммунизма, то для них идеологически верным был только интерес к букинистическим отделам в государственных книжных магазинах. Разумеется, на полках там стояли лишь книги, изданные в советские времена, к которым прежние владельцы утратили интерес. То же, что сейчас мы определяем как антикварные вещи, зачастую в эпоху дефицита потребительских товаров, десятилетиями закрывало простейшие потребности в быту. Бабушкины кухонные принадлежности и посуда, зачастую за неимением более достойной замены, рассматривались внуками как предметы первой необходимости. Отсутствие возможности раздобыть более – менее симпатичную коробку для хранения бытовых мелочей, превращало любую дореволюционную шкатулку или упаковку в ценность. И этот перечень можно продолжать бесконечно.
Читать дальше...
Но это положение дел, привело к неожиданным результатам: появились люди, которые с детства общаясь с подобными предметами, начинали рассматривать их не только как бытовую функциональную потребность, а как источник познания ушедшего, как немых свидетелей тех событий, которые в официальной историографии старались особо не расписывать в красках.К концу пятидесятых годов ХХ века власти официально признали право на подобные чудачества, дав добро на создание обществ коллекционеров, в которых от поколения к поколению передавался опыт и знания в филокартии (собирание открыток), нумизматике и бонистике (бумажные деньги) фалеристике (значки, жетоны, медали), библиофилии (собирательство редких книг), филумении (коллекционирование этикеток). Из этих – то идеологически допустимых семян и появился спустя тридцать лет омский росток антикварной торговли, со своими странностями и особенностями. На сегодня в городе формально насчитывается двадцать одна антикварная лавка (или же магазин, галерея, подобная приставка в названии мало что отражает, как вы убедитесь далее). Пару – тройку из них можно спокойно сбросить со счёта: фактически это пункты приёма раритетов от населения, в которых хозяева появляются по предварительной договорённости (на толком не оформленных витринах для интересующихся указаны контактные телефоны). А вот остальные довольно любопытны. Обычно они, так или иначе, привязаны к рынкам или торговым центрам. В какой-то степени такой подход легко объясним: места наиболее «проходимые», больше шансов попасться на глаза потенциальным покупателям и сдатчикам. В результате распределение произошло следующим образом: три магазинчика обосновались в районе привокзального рынка, три в районе центрального, парочка рассредоточилась по современным торговым центрам, и одиннадцать, разом в тесном соседстве друг с другом в здании «Хитрогорынка». Последний феномен объясняется довольно просто. Многие десятилетия вокруг обычного колхозного рынка (официальное название которого припомнят лишь краеведы) советская власть не могла искоренить стихийные «блошиный» и «птичий» рынки. Сюда же приходили продать – купить и омские коллекционеры. В результате народное прозвище «хитрый» стало вначале официальным, а затем власти реконструировав здание рынка, перенесли «блошиный» рынок на другую территорию. В здании же разместили тех кто «вырос» из простых коллекционеров в хозяев собственных магазинчиков. Теперь антикварные бутики, как принято называть здесь эти стандартные застеклённые торговые места, соседствуют с зоологическими магазинчиками. Причём у антикваров практически нет какой-либо определённой специализации. Торговля идёт обычно по принципу «всё что берут». Пристрастия коллекционеров здесь тесно переплетаются с интересами отдельных покупателей, стремящихся приобрести подарок или что-то для украшения своего дома. Обычно предлагают монеты, боны, жетоны, знаки и значки, церковную утварь, подстаканники, единичные предметы посуды, статуэтки и бюстики. Но зачастую среди этого попадаются предметы явно не антикварного типа. Особенно это бросается в глаза в торговле монетами. Не менее половины из предлагаемых монет, это юбилейные советские и иностранные, всевозможные современные памятные (выпуски к казанской Универсиаде и сочинской Олимпиаде, а так же стран Океании) и т.п. Подобная же ситуация и с часами, целыми россыпями на прилавках лежат наручные часы 80 – 90х годов. Хотя в каждом бутике и можно встретить по 2-3 экземпляра настольных или настенных часов более ранних периодов. Единственный в городе магазинчик музыкального антиквариата, расположенный здесь же, торгует не только виниловыми пластинками, но и CD – дисками. При этом старые музыкальные инструменты и магнитофоны, уживаются с каслинским литьём. В бутиках позиционирующих себя как «антикварнобукинистические», вторая составляющая представляет собой не более 3-5%. Остальное уже перечисленный ассортимент. Часть бутиков в довесок ко всему названому торгует «милитари»: погоны, редко мундиры, встречаются и медали СССР. При этом иногда, но мелькают наградные знаки и каски вермахта. Это тем удивительней, что в одном из антикварных магазинчиков в другом районе по требованию облпрокуратуры подобные вещи были изъяты, как предметы с запрещённой символикой, являющейся открытой демонстрацией проявления экстремизма. Владелец был оштрафован.
То с чего и начинались многие омские коллекции: открытки, этикетки, марки здесь зачастую на витринах не держат. Хотя по просьбе могут и достать из-под прилавка: товар на любителя и обычн малоценный. Так же не видно икон (хотя иные церковные предметы встречаются), сервизов (повторюсь – продают только отдельные предметы), ценных бумаг, всевозможных бланков, пригласительных, талонов и иных документов. Чаще всего это берётся под конкретные заказы и на прилавки не выставляется. Практически не встречаются предметы местной этнографии, дореволюционного деревенского быта. Подобные вещи можно до сих пор найти в районах области и массового спроса на них нет. Столь внешне популярные самовары, обычно представлены семилитровыми советскими вида «рюмка» или дореволюционными того же вида. Иные типы и виды редкость. Редкостью являются и граммофоны, зато патефоны представлены довольно широко и разнотипно. Встречаются фотоаппараты и иная оптика. В целом это создаёт эффект сверкающей скученности, в которой не специалисту легко потеряться, тем более что собственных названий эти «бутики» чаще всего не имеют, ограничиваясь на вывесках обычно стандартным «торговое место №…» или «ИП такой-то». По подобному же типу организованы ещё несколько торговых мест в других районах города. Разница лишь в том, что там подобные магазинчики единичны и внешне мало заметны среди вещевых и продуктовых витрин торговых центров. Казалось бы, такое обилие «однообразного – разнообразия» должно задавать тон всей антикварной торговли в Омске, ан нет, есть и ряд исключений или даже вернее сказать «полу - исключений».
В районе центрального рынка (трудно, ой как трудно оторваться от традиций!) обосновалась лавка «Предметы старины». Помещение небольшое, квадратных метров тридцать, но здесь покупатель может находиться среди антиквариата, почувствовать себя внутри минувшего, а не быть сторонним наблюдателем «Антиквар – шоу за витринным стеклом», как в предыдущих случаях. Разумеется, подход этот не несёт в себе что-то нового, по такому принципу существовали антикварные лавки с незапамятных времён во всём мире, но с точки зрения психологического и эмоционального настроя посетителей, это всегда точное попадание. Ещё одним приятным моментом является то, что здесь нет мишурного блеска современных подарочных монет и иных псевдостаринных поделок, встречавшихся на прилавках «Хитрого рынка». Неподалёку от этого магазинчика расположилась «Галерея искусства ХХ века», торгующая наряду с антиквариатом и картинами современных художников, преимущественно омских. Правда благодаря большим выставочным площадям эти два направления функционально разнесены по разным помещениям и между собой визуально не смешиваются. Хотя стоит отметить, что в данном случае мы имеем дело с подходом подобным всё тому же «Хитрому рынку» - продажа сопутствующих товаров из принципа «потому что берут», тем более что это не единственное место, где можно купить работы местных художников, работающих в основном в стиле реализма и «ходовых» жанрах – пейзаж, натюрморт. Авангардизм особым интересом у потенциальных покупателей не пользуется, разве что у отдельных ценителей. Так же как и графика. Вообще для Омска продажа предметов изобразительного искусства является самостоятельным хорошо развитым рынком, практически не пересекающимся с антиквариатом. Коллекционеров увлекающихся старинной живописью можно пересчитать по пальцам на одной руке, а для «массового покупателя» достаточно и малоизвестных современных авторов. Последним хотелось бы упомянуть антикварный магазин «Гранатовый браслет». Это единственный и уникальный для нашего города случай, когда антикварная торговля соседствует с музеем, причём с одним из крупнейших музеев изобразительного искусства в Сибири, чьи экспонаты занесены во многие международные каталоги произведений европейского и российского искусства. Наличие подобного соседства и расположение в центре города налагает определённый отпечаток и обязательство на этот антикварный магазин. В «Гранатовом браслете» нет той визуальной скученности, какая присутствует в большей или меньшей степени во всех упоминавшихся ранее случаях. Каждый предмет в витрине располагают таким образом, что бы он был доступен осмотру, был хорошо освещён. По большому счёту это мини – музей, где экспонаты выставлены на продажу. Разумеется, при необходимости можно получить и квалифицированную консультацию по заинтересовавшему предмету. Вообще проблема получения информации для посетителей антикварных лавок в Омске довольно актуальна. Помимо того же «Гранатового браслета», «Галереи искусства ХХ века» и «Предметов старины», найдется не более трёх – четырёх мест, где продавец хорошо ориентируется в том, что у него выставлено на продажу. Обычно эти познания ограничиваются уровнем: «это берут по такой-то цене, а это мало пользуется спросом». Давилось наблюдать, как один коллега по бизнесу получал консультацию у другого, считавшегося специалистом в часовом деле. Консультант с лёгкостью отнёс по внешнему виду карманные часы к концу ХIII - началу ХIХ века, ни мало не смущаясь того, что родной механизм был изготовлен явно промышленным способом с использованием штамповки и имел заводской номер в несколько десятков тысяч. Причём ни о каком обмане речь явно не шла, консультант искренне считал, что часовые заводы уже тогда существовали. Выбрать предмету антиквара заочно, так же практически невозможно. Сайты есть лишь у двоих продавцов – у лавки «Предметы старины» и магазинчика антикварных музыкальных товаров с «Хитрого рынка». Помимо них лишь у пятерых есть официальные электронные адреса для переписки. Все остальные ограничиваются указанием контактных данных на уровне адрес – телефон (иногда заблокированный). Ещё одной любопытной отличительной особенностью местного антикварного рынка стало практически полное отсутствие в продаже антикварной мебели. В лучшем случае из предметов интерьера можно увидеть напольные часы или венский стул, используемый как рабочее место продавца. Это имеет простое объяснение: до революции Омск был в основном чиновничье – купеческим городом. Соответственно и мебель была обычно местного кустарного производства, добротная и малопривлекательная. По мере того как она приходила в негодность, её просто отправляли в печи, приобретая новое. А то, что массово выпускала местная мебельная промышленность в 30-60 годы, так же не отличалось особым изыском и при желании можно отыскать и без антикваров. Всё что можно было считать более – менее оригинальным давно осело в запасниках музеев и театров. Найти в городе свободные для продажи предметы, изготовленные популярными мебельными мастерами прошлых веков, вещь достаточно фантастическая.
С продолжением работы можно ознакомиться на странице ВЕАДа
Добавлено через 2 минуты
Конкурсная работа участницы Алёны Капанжи на тему «Антиквариат как стиль жизни»
Чем антиквар отличается от Плюшкина?
Вещи, которые мы забыли выбросить, прежде чем они выросли в цене...
- Для кого-то антиквариат – это очень прибыльная инвестиция. Люди вкладывают деньги и, надо сказать, неплохо зарабатывают. А кто-то как Плюшкин…
Такова позиция моего друга. Прав ли он, разделяя антикваров на две категории: успешных инвесторов и бережливых «Плюшкиных», скрупулёзно собирающих всё «барахло»? Попробуем разобраться.
Сегодня покупка антиквариата - одно из самых интересных направлений инвестирования. Годовой объём мирового рынка антиквариата оценивают в 27 миллиардов долларов. В одной Европе каждый год проводится более сотни аукционов, суммарная выручка которых достигает 5 миллиардов долларов. Российский рынок антиквариата в среднем доходит до 1,5 миллиардов долларов в год и позволяет покупателям предметов старины ежегодно получать порядка 30% прибыли при условии правильного вложения.
Не согласиться с тем, что это действительно прибыльное инвестирование, – трудно. Но ведь именно спрос рождает предложение. И тут поверить в то, что потребители на рынке антиквариата – «Плюшкины», становится невозможным. Антиквар – это человек с отличающимся от других мировосприятием. В искусстве выделяют отдельное направление – пассеизм. Пассеистов характеризует сильное пристрастие к минувшему, прошлому и
равнодушное отношение к настоящему. Оно ярко выражено в творчестве Марселя Пруста («В поисках утраченного времени»).
Читать дальше...
Здесь было бы интересным вспомнить идею тёзки Пруста – Марселя Мосса – о том, что в процессе обмена вещами происходит и менее заметный, но не менее значимый обмен свойствами между людьми и вещами: вещь обретает статус и значимость человека, а человек – статус вещи. Предметы постепенно девальвируются в результате потери статуса их первоначальными владельцами. И вновь обретают ценность в связи с приобретением их новыми владельцами, обладающими статусом и властью. Это, однако, лишь один из путей обретения вещью её ценности, превращения малозначительного предмета в нечто искомое, хранимое и желанное.
Эти вещи сами по себе – удивительные сгустки энергии. Они способны притягиваться друг к другу одна за второй, вторая за третьей. Так, доктор филологических наук, профессор Андрей Владимирович Шаравин поделился со мной очень интересным личным наблюдением. Очень скоро после приобретения монеты античного императора Константина Великого он неожиданно для себя совершает ещё одну покупку – приобретает монету Криспа. Это потом Андрей Владимирович предположит, что они оказались в его коллекции одна за другой неслучайно. Крисп – сын Константина Великого, который был убит по приказу своего отца.
«Время сохраняется в вещах, подобно комару, попавшему в янтарь», – говорит профессор.
Влияние старинных вещей на человека трудно переоценить. Мощь, которой они обладают, сводит с ума не отдельных увлечённых личностей, но порой целые поколения. Поиск древней реликвии с целью обладания ею стал одной из главных мифологем множества народов. Так, аргонавты искали Золотое Руно, а рыцари Круглого стола посвятили себя поискам Священного Грааля. Кроме реликвий заведомо легендарных, есть вещи полумифические, за которые готовы биться величайшие правители мира (вспомним поиски копья Лонгиния Гитлером и Сталиным). Есть и вполне осязаемые предметы, силу которых могут лицезреть все желающие. Такова Туринская плащаница: пожалуй, самый ценный антиквариат Ватикана. Такова же и книга Codex Gigas, более известная как Библия Дьявола. Сегодня этот фолиант хранится в Шведской Королевской библиотеке, однако такое право буквально отвоевал для шведов император Священной Римской империи Рудольф Второй. За право хранения этой книги до сих пор бьются церкви крупнейших католических держав, равно как и величайшие музеи и библиотеки мира. И это несмотря на подтверждённые историческими источниками факты: хранить Библию Дьявола опасно. Многие церкви, алтаря которых касалась эта книга, были сожжены во время религиозных войн или опустошены эпидемиями чумы и одержимости… Старинные реликвии столетиями копят силу. Или собирают вокруг себя легенды и мифы. Поэтому интерес к ним никогда не утихнет в нашем практически иссохшем без магии мире…
Сначала антиквариат становится образом жизни – тем, что делается для себя, а потом и стилем – её демонстративной частью. Это не китч вчерашнего дня, и уж тем более не хлам. Руки мастера, автора любой работы наделяют её смыслом, в каждой лежит идейное начало. Смысл ей придают и прошлые обладатели. Последнее легко понять на примере особой ценности подаренной нам с вами личной вещи того, кто нам дорог, любим и уважаем нами.
Особенными антикварные вещи делает время. Это под его властью они обретают бесценность. Эксклюзивными антикварные вещи делают люди. Это под их властью вещь возбуждает интерес.
Любой предмет антиквариата – обещание бессмертия эпохе, в которой он был сотворён. И если «Плюшкины» коллекционируют вещи, то истинные антиквары собирают души. Не мёртвые.
Добавлено через 3 минуты
Конкурсная работа участницы Елены Баевой на тему «Антикварный рынок сегодня. Будущее антикварного рынка России»
История с географией
- …и тогда у меня попросту крышу сорвало, - Геннадий Головчанский охотно рассказывает о начале своего увлечения. - В детстве в руки попались наши юбилейные рубли, в армии - иностранные монеты, потом друг с Украины подарил царские.
С чего всё начинается
А потом он попал в ДК им. Артёма на заседание городского клуба коллекционеров. В те, советские ещё времена, сюда приходило по три сотни собирателей всего и вся.
С тех пор остались самые преданные своему увлечению. Последние три года мой собеседник из просто нумизмата стал предпринимателем: держит антикварную лавку. Открыл её на грант, полученный от биржи труда, когда предприятие, где он работал, разорилось. Так давнее хобби стало работой.-Выходит, есть в Прокопьевске антикварный рынок? - спрашиваю. - Конечно, есть, - отвечает хозяин лавки. - Небольшой, по сравнению со столицами, но стабильный. В это время зашедший в магазинчик молодой человек прерывает наш разговор, протягивая Геннадию Ивановичу какую-то монетку. - Нет, - отказывает мой собеседник, едва взглянув на товар, - Такие не берём. - Как определяете, то или нет? - непрофессионально интересуюсь я. - Во-первых, знаю коллег по цеху, их интересы, слежу за спросом. Во-вторых, изучаю каталоги различных аукционов. Как показал экспресс-опрос среди знакомых, почти в каждой семье есть бережно сохраняемые предметы старины. И у нас дома висит иконка, которой моя прабабушка благословляла мою бабушку. Знакомый художник, взглянув на нее, так и эдак повертев в руках, дал заключение - художественной ценности не имеет. Пускай. Это наша семейная реликвия, которая перейдет по наследству моим внукам, материальное воплощение связи разных поколений нашей семьи. А потому для нас она бесценна. Как и альбом с фотографиями пра- прадедов. Вот этого красивого мужчину с интересным прищуром волооких глаз я знаю давно, почитай всю жизнь, но известно про него мне до обидного мало. Зовут не то Сергей, не то еще как, то ли финн, то ли эстонец… Зато я знаю, что ровно век тому назад в него влюбилась моя прабабка Ксения Демьяновна, и от той грешной любви на свет появилась моя незаконнорожденная бабушка. Я собираю этот фотоальбом не только для себя, в него с любопытством заглядывает моя дочь. А через сто лет его возьмет в руки мой праправнук, и мы встретимся взглядами, настоящее и прошлое, такие незнакомые и такие родные! У многих увлечённых стариной большая коллекция началась именно с таких вот, домашних вещиц и артефактов.
Читать дальше...
Кто последний в очередь за стенкой?
Самая многочисленная армия прокопьевских коллекционеров - безусловно, нумизматы. Геннадий Иванович говорит, что сейчас бум на российские монеты. Почему? Грядущая олимпиада тому причиной или просто поветрие? - Нет, отвечает, - они всегда востребованы и всегда ликвидны. Его поддерживает хозяйка другого антикварного салона Ирина???. Свой бизнес молодая женщина начала три года назад из чисто прагматических соображений: впечатлили показатели рынка, который никогда не падает, только растёт. В наше нестабильное время - редкое и заслуживающее внимания явление.Товарный ряд, если так можно выразиться, в обеих точках примерно схожий и ориентирован на спрос, то есть интересы местных коллекционеров. Мебелью в Сибирской глубинке почти никто не балуется, да её и нет почти: имущество золотопромышленников и купцов, разбогатевших на сибирской золотой лихорадке 30-х годов XIX века, разметала революция, а спецпереселенцы, отправляясь в сибирскую глушь и неизвестность, громоздких вещей с собой старались не брать. Да и 60-70-е прошлого века не способствовали сохранению старинных стульев, буфетов и комодов. Активно записываясь в очереди за полированными стенками, люди освобождали для модерновых «досок» свои скудные квадратные метры, унося на свалку старую «рухлядь». Те, кто совершал обратные действия, видимо и стали впоследствии успешными антикварами. Говорят, англичане поступают совсем иначе, отправляя всё ненужное на чердаки, справедливо рассуждая, что пролежавший лет эдак сто пустой флакон из-под духов обретает шанс быть впоследствии выгодно проданным на аукционе.
Года – моё богатство
Кроме монет у нас собирают бытовые вещицы: самовары, фарфор, чугунное литьё, картины, подстаканники, кухонное серебро, книги, фотоаппараты. Окунулась в тему и с удивлением узнала, что ажурная чугунная подставка под утюг с отколотым во времена царя-гороха краешком, не что иное, как каслинское литьё, да ещё и достаточно редкое. Что изделия прокопьевского, закрывшегося в перестройку, фарфорового завода, даже олимпийский Мишка той ещё, Олимпиады-80, несмотря на грядущую, Сочинскую, в городе ценятся мало. - За всё время купила только одна прокопчанка, - говорит Ирина. - Нечаянно расколотила мамину и срочно, пока та не обнаружила, искала замену. А вот в столице идут за милую душу по цене в несколько раз выше, чем у нас. Тенденции, как говорится, налицо: в формировании цены на антиквариат огромную роль играет уникальность, редкость вещи. Но не только. Другой немаловажный фактор - торговая марка, бренд. Например, каслинское литьё стоит дороже, чем соседнего кусинского производства. То же с фарфором: ломоносовский, дулёвский всегда в цене. Вспомнился советский фильм, в котором нечистый на руку ювелир подделывал знаменитые яйца Фаберже и даже специалисты принимали их за подлинные. А сам преступник страдал и терзался вовсе не совестью, а поиском ответа на вопрос: «Чем я хуже?». - Был такой мастер Хлебников, делал столовое серебро: молочники, вилки, подстаканники, - приводит Ирина другой пример. - Теперь вещи с его личным клеймом очень ценятся. А то, что позднее производилось на организованном им же производстве - уже не так. И соглашается: подделки знаменитых марок были всегда, потому что известный бренд на порядок поднимает цену изделия. Помимо уникальности и бренда огромное значение на стоимость антикварной вещи оказывает её возраст. Это тот редкий случай, когда года действительно богатство.
Антикварный телевизор
А что в принципе может считаться антиквариатом? Имеет ли право на существование словосочетание «антикварный телевизор» например? Или антикварный айфон? Ведь рынок современной электроники развивается стремительно, недавние новинки скоропостижно переходят в условный разряд гаджетовых древностей. Быть может, стремительный XXI век сократил сроки перехода к статусу антикварной вещи? Специалисты улыбаются, не исключая, однако, такой метаморфозы и называют действующую точку отсчёта: с 30-х годов прошлого века и ранее. Старинные вещи - мощный стимул познаний. Увлёкся молодой человек собирательством, ему становится интересно больше узнать про своё «сокровище». Он начинает лопатить литературу, вот тут вам и история с географией. Другое «приятное» свойство - антиквариат, по утверждению моих экспертов, никогда не падает в цене. Только вложения эти нужно расценивать как долгосрочные, здесь за год ничего не выиграть. Судите сами: с 2003 по 2013 царский рубль подорожал на порядок: с 150-300 рублей до 2500-3000 рублей. В десять раз за десять лет. А редкие вещи, настоящие раритеты, растут ещё больше. Но рынок этот прогнозам поддаётся плохо, и широким его никак не назовёшь: надо суметь найти покупателя, который даст настоящую цену. Помогает Интернет. Ориентиром спроса служат каталоги, выпускаемые аукционами. По ним можно проследить годовую статистику по какой-то одной позиции. Однако, реальные сделки могут проходить по ценам, двое - втрое выше каталожной. Главное, как мне показалось, со временем не превратиться из бизнесмена в коллекционера, которому будет жаль расставаться со своими сокровищами: тогда на бизнесе можно ставить крест. Вот только сделать это по вполне понятным причинам невероятно трудно.
Добавлено через 4 минуты
Конкурсная работа участницы tacit_vengeance на тему «Антикварный рынок сегодня. Будущее антикварного рынка России»
Антикварные лавки Гродно или как я искала "настоящего" антиквара
В наше время антикварные лавки не пользуются особой популярностью среди молодежи. Знаю это по себе, потому что как я ни пыталась разузнать у друзей / знакомых об антикварных магазинах нашего города, так ничего и не добилась. Поэтому, как, впрочем, всегда и везде, пришлось искать всю информацию самостоятельно. К слову, на данный момент живу и учусь я в городе Гродно. Вполне себе большой город для Беларуси, в котором проживает около 350 тыс. человек. Но странным оказалось не это. На весь город я насчитала всего лишь два магазина. Два! И это, казалось бы, достаточно, но почему-то стало обидно. В наше время, когда всевозможных парикмахерских, спа-салонов, кафетериев пруд пруди, антикварных магазинов всего-то два. Да уж, люди и правда стали забывать о настоящих ценностях. Радовало одно: они находились почти в центре, а не на каких-то задворках, так что был небольшой шанс, что посетителей там будет достаточно. Но как же я ошибалась. В первом магазине меня приветливо встретила… закрытая дверь. И на протяжении недели она и не думала открываться, в какое бы время я ни заходила. Ну а во втором была пара-тройка даже не коллекционеров, а скорее зевак. Они с безразличием разглядывали вещи, как будто бы находились не в антикварном магазине, а в обычной продуктовой лавке. Они вальяжно прохаживали вдоль небольшой комнатки с антиквариатом, сонно и устало оглядывали вещи и пытались изо всех сил делать вид, что их что-то интересует. В целом создавалось впечатление, что они просто имеют в запасе пару-тройку минут, в течение которых вместо безделья решили приобщиться к искусству, так сказать.
Читать дальше...
Но хотелось бы рассказать не об этом. Взявшись за такой непростой для меня материал (я не профессионал ни в области журналистики, ни уж, тем более, в области антиквариата), я решила что называется «добить эту тему» во что бы то ни стало. Я упорно на протяжении недели ходила в антикварные лавки (точнее в одну, так как во второй мне так и не удалось побывать), я искала там не просто людей, а настоящих профи. Почему-то мне казалось, что я смогу их сразу вычислить, хотя бы по взгляду… горящему, проникновенному, пристально изучающему, оценивающему.
На исходе четвертого дня я уже разочаровалась во всей этой затее, потому что кроме редких «любителей» в лучшем случае мне не удавалось никого встретить. Каждый день одна и так же картина: скучающие обыденные лица, пытающиеся казаться высокообразованными ну и изредка какая-нибудь семейная пара, которая решила украсить новую квартиру какой-нибудь причудливой вазой 18-19 века.
Но, как говорится, «если долго мучиться, что-нибудь получится». На пятый день я твёрдо решила: если и сегодня пусто, завязываю с этой затеей. Как обычно, я зашла в уже знакомое помещение и огляделась по сторонам.В магазинчике был только один человек. Но я сразу поняла: это именно то, что я искала. Он не был похож на простого зеваку. В его движениях, немного резких и чудаковатых, чувствовалась безграничная любовь ко всему, что находилось в этой небольшой комнате. Он внимательно разглядывал предметы, брал их в руки, ощупывал, осматривал… Было видно, что он знает в этом толк. Мужчина долго выбирал, приценивался, рассматривал. В тот момент, когда он нашёл нужную ему вещь, мужчина необыкновенно преобразился. Его взгляд – взгляд хищника, вырвавшего добычу. Было ясно: он никому не отдаст своё. Выходил антиквар из магазина, бережно завернув свою «добычу». Он всё время улыбался, как ребенок, которому подарили конфету. Он был счастлив.
Домой я шла в приподнятом настроении. В голове был рой мыслей. Но одно я поняла точно: пока есть вот такие вот люди, не может быть даже и речи о том, что тема антиквариата канет в лету. Пусть даже современная молодежь в большинстве своем и не интересуется предметами старины, но всё же есть еще те, кто живёт антиквариатом, для кого старые вещи – это хранители времени, талисманы. И я уверена, что такие люди никогда не исчезнут, а значит и само это искусство: умение «собирать» время не покроется пылью времени. Оно будет жить хотя бы в сердцах тех, кто предан этому с рождения и до скончания лет.
Последний раз редактировалось stankoufman; 12.11.2013 в 12:57.
Причина: Добавлено сообщение
|