Сегодня, в день рождения Константина Дмитриевича Флавицкого (1830, Москва—1866, Санкт-Петербург), хочу вспомнить главное произведение этого художника - картину "Княжна Тараканова" и её историю.
Художник написал эту картину в 1863 году и в 1864 году получил за неё звание профессора.
К сожалению Константин Дмитриевич прожил очень недолгую жизнь. Спустя всего два года после успеха картины он скончался от болезни.
Сама же картина "Княжна Тараканова" написана на почти легендарный сюжет. Она посвящена русской авантюристке, объявившей себя дочерью Елизаветы Петровны и графа Раумовского и начавшей претендовать на российский престол. Тараканова была заточена графом Алексеем Орловым в темницу и скончалась там в 1775 году.
Одна из легенд гласит, что княжна утонула в Петропавловской крепости во время наводнения. Легенда красивая, но не соответствует истине, так как наводнение произошло в 1777 году, спустя два года после смерти княжны.
И, конечно, сам этот сюжет картины вызвал недовольство императора Александра II. В каталоге Парижской выставки 1867 года по его повелению была сделана гневная приписка:
«Сюжет картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».
Но, несмотря на монаршее недовольство, картина пользовалась большим успехом. На картину обратил внимание Павел Михайлович Третьяков и захотел иметь ее в своей коллекции. Флавицкий предложил Третьякову купить ее за
5000 рублей серебром, однако Третьяков назначил цену
3000 рублей.
Из письма П.М. Третьякова - К.Д. Флавицкому:
Цитата:
Предложенная мною сумма, как Вам известно, три тысячи. Несмотря на большое мое желание иметь Вашу картину в своей галлерее, состоящей единственно из русской школы, мне остается только сожалеть о том, что мы никак не можем сойтиться, так как Вы не отступитесь ни на шаг от своей цены.
|
Но пока шли переговоры о покупке картины, художник скончался. Произошло это в сентябре 1866 года. После смерти художника его братья Николай и Иван запросили за картину баснословную по тем временам сумму:
60000 франков или
18000 рублей серебром и поставили условие, что продадут произведение только после его участия в Парижской выставке 1867 года. После возвращения со Всемирной выставки, на которой она не была продана, Третьяков приобрел картину за
4300 рублей серебром.