Со скульптурой Дали сутуация такая. Дали продавал права на тиражирование. Напр. работа несколькометровая — 12 экз., высотой ок. метра — 50-90 экз., высотой 40-50 см. — 100 экз., высотой 20-35 см.— 350 экз. Часть идентичных работ представлены в разных размерах. Естественно, что никто не будет отливать сразу 350 экз. Литейные ателье по необходимости доливают нужное количество скульптур
из оригинальной формы, в границах контракта.
Никаких подлогов там нет. Дали всё делал
сознательно.
Все оригинальные скульптуры Дали учтены в каталоге рейзоне.
На мой взгляд, на самом деле борьба за рынок. Дали сам заполнил рынок большим количеством своего эстампа и своей скульптуры. Поэтому один из величайших художников века доступен обычному покупателю.
А иным интересно, чтобы работы продавались за миллионы. Одно дело продать одну картину за 10 миллионов. Сиди себе, в ухе ковыряйся, жди арабского шейха. Или продать скульптуру тиражом 100 экз. за 15 тыс., при этом, когда поковыривающийся расказывает: "Не… У него гнилой товар… [Что это за деньги — 15 тыс?]. Купите у меня за 10 миллионов".
Вот интересная заметка на частном примере о доходности скульптуры Дали:
http://robinrile.com/blog/?p=263