Прелести декаданса
"Московский Салон". Это объединение выпало из дискурса искусствоведов. Его даже не упоминали в исследованиях о творческих объединениях, современных "Салону", - "Бубновом валете", "Ослином хвосте", группе "Тринадцать". Впервые представляя "Московский салон" широкому кругу зрителей, кураторы проекта проделали огромную исследовательскую работу в Архиве литературы и искусства. Интереснейшие, никогда ранее не экспонируемые произведения предоставили Воронежский художественный музей им. И. Крамского, Краеведческий музей г. Пушкино Московской области, а также известные московские коллекционеры и наследники художников.
На собрании учредителей "Салона" в феврале 1910 года была сформулирована программа: "Нас не удовлетворяют случайные выставки, не имеющие какой-либо внутренней спайки. Внимание наше привлекают только группировки художников, объединенных определенной идеей". Но идейные установки передвижников, "Мира искусства", Союза русских художников или "Бубнового валета" их ни в коей мере не устраивали. Они не считали себя авангардистами и не хотели быть зеркалом народной жизни. Художники "Московского салона" стремились к восстановлению традиций старых мастеров. Новое объединение нашло собственное место в бурной художественной жизни той эпохи и провело за 1911-1921 годы девять выставок. По сведениям каталога 1916 года, объединение включало 31 живописца.
На первой выставке, проходившей в феврале 1911 года под девизом "Терпимость всех верований в искусстве", представлялись художники самых различных, порой противоречивых устремлений. В.Борисов-Мусатов соседствовал с Н.Гончаровой и М.Ларионовым, М.Врубель - с И.Клюном.
Затем многие ушли, создав собственные объединения. Круг сузился. Ядром "Салона" стали многие бывшие соученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества - Наталья Агапьева, Екатерина Зернова, Евгений Камзолкин, Николай Чернышев, Валентин Яковлев. Всех их объединяла одна цель: "поворот к картине, уводящей от случайности этюдов импрессионизма и научных абстракций кубизма". Внутри этой общей для всех установки каждый из художников развивал собственную тему. Валентин Яковлев был влюблен в античную и библейскую мифологию, Иван Захаров опирался на достижения мастеров русского классицизма и итальянцев эпохи маньеризма, Евгений Камзолкин учился у египетских и ассирийских мастеров. Их неоклассика была несколько театрализованной, "постановочной". Благословив нынешний салонный ширпотреб с женщинами-вамп, слащавой египетской экзотикой, одалисками и вакханками, "Московский салон" Серебряного века выгодно отличается от нынешних салонов своим высоким художественным уровнем.
Надежда НАЗАРЕВСКАЯ
Газета "Культура"
Несколько лет тому назад галерея "Элизиум" проводила выставку художников "Московского Салона". С удовольствием посмотрел бы, но видимо уже поздно... Меня это объединение заинтересовало недавно, т.к. у меня оказалась картина одного из его участников. По мнению эксперта В.С.С...ва автором моей картины является Валентин Яковлев. Вот решил немного о "Московском Салоне" здесь рассказать и эту картину показать