Украинская икона - 2 " Народная "
Украинское сакральное искусство не может быть отделено от народной иконы...Это огромный пласт который еще до конца не изучен и не исследован.
Существует слой живописи, который лежит ниже так сказать музейного интереса, музейной кондиции. Бесчисленные офени ходили по деревням и распостраняли бесчисленные иконы, которые с точки зрения высокого искусства надо отнести к ремесленным поделкам и своеобрaзному ширпотребу.
Рядом с профессионалами у иконописи были «неумелые» живописцы, которые не во всем придерживались буквы канона, вносили в произведения что-то свое, индивидуальное и в то же время характерное (интенционно) именно для «необученных» художников, – обо всем этом свидетельствуют «запретительные» постановления церковной власти
Классическая иконопись на Украине развивалась в соответствии с православными канонами (правда доски брались в основном липовые), кроме того рисовались иконы на стекле (в основном на Западной Украине) и вышивались на ткани По мнению большинства ученых в этот период были заложены основные национальные особенности украинской иконописи от российской и других православных школ. Основными отличиями украинской иконы от остальных православных школ иконописи, большинство ученых считают
определенная мягкость колорита;
применение червонного золота с более теплым цветом, чем в суровых российских иконах с более бледными цветами позолоты;
применение растительных орнаментов, с использованием цветов везде, где это можно было применить (роспись орнаментов на одежде, краёв рамки доски иконы);
мягкое, почти трепетное написание самых любимых Украинских образов иконографии (особенно Богородицы).
Возникает вопрос: кто, где и когда создавал эти иконы; как они распространялись, каким образом попадали в сельские хаты?
В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околодке. Сам, еще тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить досчатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых, и теперь еще можно найти в Т… церкве его Евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа: испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем, чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.
1."Богоматерь с Младенцем" - нач.19 в.
2."Святой Чудотворец Николай Угодник! - 19 в.
3."Святая Праскавея"- 19в.
4. "Крещение Господне" - 19 в.
5. "Богоматнрь с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем" - 19в.
Фото икон из моей скромной коллекции.
Last edited by Pecheneg; 24-03-2011 at 01:32.
|