![]() |
Разыскиваю работы Раисы Идельсон 1894-1972гг.
Вложений: 5
Поэтесса ,преподаватель живописи Раиса Идельсон была замужем за Робертом Фальком.,Александром Лабасом..
С 1916 училась в Школе рисования и живописи Ю. М. Пэна (Витебск), в 1918 - в школе Я. С. Гольдблата (Петроград) и у К. С. Петрова-Водкина, готовясь к поступлению в АХ. С 1921 - во Вхутемасе у Р. Р. Фалька. В 1928 была с ним в Париже. За границей она не в первый раз - в 1904-м гостила у родственников в Германии и Швейцарии, в 1913 - в Бельгии и Франции. Трудно сказать, в чем более проявились возвышенность и утонченность ее натуры - в стихах, которые она писала с ранних лет, в прозе 30-40-х, в живописи времен Вхутемаса и ОХО (сохр. два Автопортрета и Цветы в голубой бутылке). В 1930-х, поглощенная заботами о маленьком сыне и о прикованной к постели сестре (театр. режиссер А. В. Азарх-Грановская), ежедневными консультациями и перепиской с заочниками ВДНТ, не смогла себя реализовать как живописец. Выставки: 1922 - 1-я русская худож. в-ка в Берлине; 1925 - «Московские живописцы»; 1925-27 - Всебелорусские; 1928 - РОСТ; 1928-29 - ОХО (в Спр. не указ.); 1977, 31.10 - МДХ. |
Люси, на фотографии этой групповой ещё и Лидия Литвиненко, вещь которой сейчас показали на форуме.
|
Вложений: 3
С семилетнего возраста Раиса начала писать стихи и писала их всю жизнь, как говорится, «в стол». Наряду с гимназией посещала «Училище живописи, рисования Ю. Пэна», в котором в то же время брал уроки и будущий знаменитый художник Марк Шагал. Учитель влюбился в свою шестнадцатилетнюю ученицу и написал ее портрет с кошечкой на коленях, назвав его «Две кошечки».
После окончания в 1913 году гимназии Раиса до весны 1914 года была в Бельгии, а затем посещала в 1916 – 1918 годах в Петрограде школу поощрения художников при Академии художеств, где перешла на 4-й курс. События октябрьского переворота застали ее там. Сохранились ее стихотворения того времени. Затем в течение четырех лет она жила то в Петрограде, то в Витебске, пока не поступила во ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, на курс декана живописного факультета Роберта Рафаиловича Фалька. О своем первом впечатлении о нем она записала в дневнике: «Я увидела где-то наверху очень худое, очень усталое лицо человека лет 35. Сквозь круглые очки на меня внимательно и мягко смотрели большие, широко открытые серо-голубые глаза. “Неужели этот большой, как-то по-детски беспомощный близорукий человек – профессор Фальк”?!... По тому, как он смотрит на мою работу, сравнивая ее с натурой, по тому, как слушает мои несвязные речи, мне делается ясным, что Фальк именно такой учитель, такой художник и человек, какого я мечтала встретить»! Вскоре Раиса становится женой Фалька. Ему она посвящает ряд стихотворений. В 1927 году Раиса Вениаминовна едет с мужем в Париж. Через полтора года возвращается, и после недолгого пребывания у родителей в Витебске, приезжает в Москву. И поселяется в мастерской Фалька во ВХУТЕИНе – преобразованном из ВХУТЕМАСа в Высший художественно-технический институт (ул. Мясницкая, д. 21, кв. 36), где прожила до конца жизни. Там же жила до своей кончины и приехавшая к сестре Александра. С Фальком у Раисы началась регулярная переписка, свидетельствующая о взаимности их интересов и участливости к жизни друг друга. Тональность писем[2] совершенно не изменилась и тогда, когда Раиса Вениаминовна в 1931 году вышла замуж за профессора ВХУТЕИНа, художника Александра Аркадьевича Лабаса (1900 – 1983). Он был членом ОСТа – Общества художников-станковистов, основанного выпускниками ВХУТЕМАСа во главе с Д. П. Штеренбергом. В него входили П.В. Вильямс, А.А. Дейнека, А.Г. Тышлер и другие, стремившиеся к отражению типичных явлений советской действительности, лаконизму и динамике формы. Брак Раисы Вениаминовны с Лабасом распался в 1938 году, когда у них был уже пятилетний сын Юлий. Работала она в отделе голландской живописи Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а с 1939 года до конца жизни была преподавателем живописи во Всесоюзном доме народного творчества им. Н.К. Крупской. |
Цитата:
|
Люси, здорово, что вы опубликовали систематически собранные сведения о Р.В.
Цитата:
|
Вложений: 3
Цитата:
В семнадцать лет окончила в Витебске гимназию и, как многие тогда еврейские юноши и девушки, для которых российские высшие учебные заведения были малодоступны из-за пресловутой «процентной нормы», поехала учиться медицине сначала в Бельгию, в Брюссель, а в 1913 году перевелась в Париж. Через год приехала на каникулы домой повидаться с родителями, и там, в Витебске, ее и застало начало первой мировой войны. Возвратиться во Францию было уже не суждено. В 1915 году Александра поступила в Петрограде в основанный В. М. Бехтеревым Психоневрологический институт. В том же году произошло ее знакомство с молодым режиссером Александром Михайловичем Грановским. Это и определило всю ее дальнейшую жизнь. Через два года они поженились, и вскоре после февральской революции выехали за границу. В 1919 году они возвратились в Петроград. После посещения театров Швеции, Дании, Норвегии, находясь в кругу интересов мужа, Александра и сама заинтересовалась театром. Она решает посвятить свою жизнь театру. В Москве Азарх-Грановская преподавала актерское мастерство в еврейской театральной школе при ГОСЕТе, а потом заведовала там кафедрой актерского мастерства. Через два года после возвращения Александра Вениаминовна по дороге домой из театра попала под трамвай и осталась без ноги. «А потом работала на протезе. За мной присылали машину», – вспоминала она. Естественно, ее волновало, как она будет справляться с движением на сцене: ведь без ноги не могло быть и речи о показе. Она была упорна: «Это заставило меня придумать путь, как объяснить необходимость того или иного движения, в том или ином ритме, в зависимости от той или иной исполняемой роли, от поставленной задачи только словами, но настолько ясно, чтобы меня понимали, чтобы это могло заменить показ». И это удалось! Она выпустила четыре спектакля (в том числе «Семья Оппенгейм» и «Блуждающие звезды»), обучила множество актеров, затем работавших в разных городах страны. Из малопросвещенных, молодых провинциалов студия готовила образованных, культурных артистов. Часто ее ученики собирались у нее дома: пели, декламировали стихи, играли. Она жила искусством – ее всегда интересовали театр, живопись, поэзия, музыка. Умело, с любовью передавала свои знания. 16 октября 1980 года Александру Вениаминовну ограбили. Из ее квартиры грабители унесли три картины Р. Фалька и одну Ю. Пэна. Она очень тяжело переживала это и 6 ноября скончалась, не дожив до 89 лет. |
Цитата:
Добавлено через 9 минут Бархатное подполье. Игорь Дудинский Фальковские старухи — Раиса Вениаминовна и Александра Вениаминовна жили в доме за магазином «Чай» на Кировской, Раиса Вениаминовна была вдовой художника Фалька. Это был чопорный, интеллектуальный салон. Там занимались просветительством: пропагандировали, если можно так выразиться, пост-Серебряный век. Туда ходили все. Там я, пятнадцатилетний, узнал, кто такой Андрей Платонов (он в доме сестер вообще был предметом культа), а потом доказывал, что есть в Москве кое-кто покруче автора «Котлована», имея в виду Мамлеева. И когда Юра пришел, чтобы почитать там, у старух просто яблоку было негде упасть… Вообще, вместимость маленьких комнат — это какая-то загадка геометрии. По пятьдесят-шестьдесят человек на пятнадцать-двадцать квадратных метров! И еще одна загадка, как за один день завсегдатаи успевали объездить полгорода, чтобы выпить, пофилософствовать и заняться любовью! — Как сестры реагировали на произведения Мамлеева? — За глаза, конечно, «ужас, ужас, какой ужас». Но если он соглашался у них читать, то всегда были рады. http://www.intelros.ru/readroom/ruli...e-podpole.html |
Вложений: 2
Не по теме, но не могу не сказать об этом портрете. После написания он хранился у Фалька, впоследствии был обрезан Фальком и подарен Азарх (кажется, в сороковых годах). И теперь выглядит так:
|
Вложений: 1
Цитата:
|
Да, действительно, нет под рукой каталога - интересно потом посмотреть будет.
|
| Часовой пояс GMT +3, время: 19:31. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.