![]() |
В поисках новой скромности
В поисках новой скромности
Александра Овчинникова Фонд развития Политехнического музея объявил конкурс на создание новой концепции современного хранилища искусства. "Известия", в свою очередь, нашли три достойных примера того, как организованы "Музеи XXI века". Один из них, который находится в Японии, так и называется. Другой - американский - использует самые современные технологии. А третий - посвящен нефти, которая останется самым важным сырьем и в XXI, и, возможно, в XXII столетии. Этот музей расположен в Норвегии. Вот что узнала Александра Овчинникова. Даниэль Бирнбаум - куратор биеннале "Создавая миры". А поскольку каждый музей это тоже в некотором роде мир, "Известия" обратились за комментарием именно к Бирнбауму. Наш собеседник - человек для России не чужой. Он был куратором первых двух Московских биеннале современного искусства. известия: Какой вы видите концепцию музея XXI века? даниэль бирнбаум: Это музей, в самой задумке которого отражены те реалии, которые присущи новому веку. О чем идет речь? Сейчас я говорю с позиций европейца, человека, который живет и работает в Германии. В XX веке мы, европейцы, были ограничены в своих представлениях о том, что есть новое искусство. Мы были европоцентричны. То есть считали, что все новое искусство создается в Европе либо в Штатах. Существовали две-три признанные культурные столицы: Париж, Нью-Йорк, для Германии - Кельн. В 1990-м все это начало меняться. Тогда на Венецианской биеннале впервые были представлены китайские художники. И это стало сенсацией! Выставку долго обсуждали. Все говорили: "Китайское искусство - это что-то новое. Оно прекрасно!" И вот двадцать лет спустя никто не может представить себе крупную международную выставку без того, чтобы на ней не было художников из всех стран мира. Из Индии, Кореи, Японии, Китая, Ближнего Востока, Южной Америки, Африки. Такую тенденцию вы можете наблюдать, например, на биеннале. Однако все это вы не можете увидеть в музеях. Естественно, объединить столь разное искусство в рамках постоянной экспозиции - непростая задача. Музей, который справится с ней, по праву можно назвать музеем XXI века. и: Каким может быть архитектурное решение для такого музея? бирнбаум: Главное, чтобы его архитектора не затмила экспонаты залов. Музей - пространство для выставок, для демонстрации произведений искусства. Когда же здание музея само претендует на роль искусства, это, на мой взгляд, проблема. Например, Музей Гуггенхайма в Бильбао, построенный Фрэнком Гери. Я ни в коей мере не хотел бы критиковать этот музей, поскольку он действительно фантастический. И все же... В XXI веке подобные грандиозные, "авторские" архитектурные проекты - не комильфо. Следует найти какую-то новую форму скромности, предусмотрительности в этом вопросе. и: Стекло, бетон и железо - излюбленные стройматериалы сегодняшних архитекторов. Они по-прежнему актуальны? бирнбаум: Вовсе не обязательно строить музей из стекла и бетона. Более того, эти материалы действительно устарели. Будущее - за новыми синтетическими и текстильными материалами. Конечно, из текстиля не построишь музей для классического собрания произведений искусства, и он не заменит стеклянную стену. Однако его можно использовать для проецирования цифровых изображений, создания акустических пространств. Самые передовые архитекторы из Европы и Японии работают сейчас над проектами, связанными с использованием текстильных материалов в архитектуре. и: В XX веке художников и архитекторов вдохновляла техника. Изменилась ли тенденция в XXI веке?
Читать дальше...
|
Часовой пояс GMT +3, время: 15:17. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.