![]() |
Выставка «Русский путь. Илларион Прянишников и его ученики»
Вложений: 5
Выставка «Русский путь. Илларион Прянишников и его ученики»
В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения И.М. Прянишникова (1840-1894), уроженца села Тимашево Боровского уезда Калужской губернии. Прянишников – художник-новатор, великий мастер художественного повествования. Он – один из основателей знаменитого Товарищества передвижных выставок. Будучи художником-реалистом, он вместе с тем стремился осмыслить самую суть народной жизни, выявить самые основы русской духовности – как духовности православно-христианской. Долгие годы Прянишников был ведущим преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Практически все сколько-нибудь значительные мастера московской живописи рубежа XIX-XX веков – его ученики. Более того – именно Прянишников наметил ту линию развития русской живописи, которая была магистральной на всем протяжении прошлого столетия. И главная тема выставки, открывающейся ныне в одном из залов Калужского областного художественного музея, – Прянишников и его ученики. Это – выставка-исследование. Она не претендует на полноту раскрытия этой темы, чрезвычайно сложной и содержательной, но определяет целый круг явлений и проблем, важных для понимания всего хода эволюции русского искусства. Живопись самого Прянишникова представлена на выставке двумя его работами, хранящимися в Калужском областном художественном музее: этюдом «Задворки» (1880-е гг.) и небольшим видом на Черное море, созданным художником совсем незадолго до его смерти. Эти скромные пейзажи дают, тем не менее, представление о строе зрелой живописи Прянишникова, о ее основных свойствах. Особое место в экспозиции занимают также работы А.М. Корина и К.А. Коровина. Оба эти художника – не только ученики, но и родственники Прянишникова. Оба искренне любили своего учителя. И в то же время они совершенно по-разному восприняли его уроки. Корин продолжает прянишниковские традиции. Коровин же, ставший первым русским импрессионистом, отталкивается от них, что-то отвергая, что-то приемля. Многообразно развиваются эти традиции и другими учениками Прянишникова – такими большими мастерами русской живописи как В.Н. Бакшеев, А.С. Степанов, Н.А. Касаткин, К.В. Лебедев и др. Но все они были верны главнейшим принципам его искусства. Их живопись – содержательна, серьезна, вдумчива. И именно эти качества в немалой мере определили своеобразие и основную направленность «русского пути» в искусстве новейшего времени. Открытие выставки состоится в основном здании Калужского областного художественного музея (зал искусства XX века) 8 октября в 15 часов. Выставка будет работать с 8 октября по 14 ноября 2010 года ежедневно с 10 до 18 часов, кроме понедельника. Телефон для справок: 56-28-30 Обухов В.М., искусствовед http://artmuseum.kaluga.ru/?m=10&idnews=157 Картинки с выставки: |
Вложений: 10
Прянишников
Илларион Михайлович 1840, с. Тимашово, Калужская губ. - 1894, Москва Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у С.К.Зарянко, в эти же годы испытал глубокое воздействие В.Г.Перова. С самого начала существования Товарищества Передвижных Выставок Прянишников был его членом-учредителем, со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Прянишников - один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический - на грани трагизма - характер: такова его самая известная картина «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения. Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. Среди его произведений - «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). Долгое время он преподавал в МУЖВЗ, его учениками были С.В.Иванов, Н.А.Касаткин, К.А.Коровин, М.В.Нестеров. |
Вложений: 3
Более подробная биография художника.
Читать дальше...
|
Часовой пояс GMT +3, время: 20:57. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.