Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Экспертиза (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=15)
-   -   Исследование технологических особенностей картины (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=8975)

Евгений 12.11.2008 08:02

Исследование технологических особенностей картины
 
Интересная и полезная статья ( в частности :подпись по сухому).
------------------------------------------------------
....Частным случаем изучения красочного слоя является исследование подписей на картинах. Так как подпись художника обычно служит, хотя и не всегда заслуженно, аргументом при атрибуции, необходимо несколько остановиться на специфике ее анализа.
Читать дальше... 
Творчество средневекового мастера не должно было нести печати индивидуальности. Со временем, когда произведения зачастую стали ценить не сами по себе, а в связи с именем их творца, мастера начали ставить на картине свое имя, монограмму, символ. Вместе с тем, когда подпись, стоящая на картине, стала не только признаком принадлежности, но и своеобразной гарантией качества, фактором, определяющим цену произведения, возникла фальсификация подписей, их подделка.
Стоящая на картине подпись далеко не всегда свидетельствует о том, что картина действительно написана данным мастером. Известно, что из мастерских Кранаха, Тициана, Рубенса и других живописцев выходили произведения, к которым эти мастера едва лишь прикоснулись кистью. И тем не менее эти картины считались их произведениями, снабжались их подписью. В то же время признание подписи на картине фальшивой вовсе еще не означает неподлинности самого произведения. Часто подлинные картины снабжались фальшивой подписью мастера для вящей убедительности, нередко мастер подписывал свою картину много лет спустя после ее создания, когда почерк и характер подписи могли измениться, а картина уже сильно состариться. Известны случаи, когда, желая скрыть подлинную ценность произведения, владелец ставил на ней подпись малоизвестного живописца и т. д. и т. п. Учитывая все это, уже многие знатоки прошлого столетия отводили подписи весьма скромную роль при атрибуции картин. И тем не менее (или именно благодаря этому) подпись всегда должна быть объектом исследования изучаемого произведения.
Очень большое, а во многих случаях решающее значение имеет при определении аутентичности подписи ее исследование под бинокулярным микроскопом с различным увеличением и разным освещением. Характер написания букв, связь их с основным красочным слоем, движение кисти, микрокракелюр в месте подписи и прочие детали, присущие данному участку произведения, должны стать объектом самого тщательного наблюдения и сопоставления. Во многих случаях целесообразно проведение макро- и микрофотографирования подписи или отдельных ее участков .........
-----------------------------------------------------------
....Известное, хотя и не решающее, как иногда полагают, значение имеет расположение подписи: лежит ли она под лаком, или нанесена поверх него, то есть, сколь тесно связана она с авторской живописью.
Закрашенные, находящиеся под слоем старого лака подписи и надписи иногда можно обнаружить с помощью инфракрасных лучей. Нужно, однако, еще раз подчеркнуть, что выявление старой подписи, даже находящейся под записью или под другой подписью, отнюдь не всегда свидетельствует о ее подлинности. Преднамеренное легкое закрашивание фальшивой подписи — хорошо известный прием фальсификаторов, рассчитанный на то, что подпись будет «случайно» найдена при промывке живописи и подтвердит «подлинность» картины.
Немаловажным моментом в процессе изучения красочного слоя является определение его сохранности. С чем имеет дело исследователь — с авторской живописью или с ее подобием, воссозданным рукой реставратора; какие участки живописи сохранились нетронутыми, а какие переписаны? Излишне говорить, насколько важно получить правильный ответ на подобные вопросы в ходе, например, атрибуции картины.
Определение сохранности красочного слоя целесообразнее всего начать с его просмотра в свете видимой люминесценции, возбуждаемой ультрафиолетовым излучением. Если картина в свете люминесценции излучает равномерный молочно-голубоватый свет, при котором изображение кажется как бы прикрытым прозрачной папиросной бумагой, можно прийти к выводу, что живопись хорошо сохранилась. Отдельные темные места на фоне люминесценции лаковой поверхности могут свидетельствовать о частичной потертости или утрате лака, о небольших ретушах на местах осыпей и сломов красочного слоя. Участки красочного слоя, подвергшиеся реставрационным записям и тонировкам поверх лака, хорошо видны в свете люминесценции при визуальном осмотре картины и на фотографии в виде темных пятен, показывающих места и площадь записей. Можно различить тонировки и под слоем лака: если последний не очень толст и не слишком разложился, то такие тонировки выглядят значительно бледнее, чем сделанные по лаку....
http://www.art-con.ru/node/288

Art Consulting 18.11.2008 12:57

Евгений,
Подпись, это в большинстве случаев мистификация. Однозначно можно сказать, что подпись является авторской, если она нанесена "по сырому", не путать с "размягченному":-)
По нашей статистике, нанесенных по сырому подписей1- 2%, нанесенных по сухому, но совпадающих по времени с основным красочным слоем 10-15%. Чаще всего подписи нанесены значительно позже, и в расчет их брать бессмысленно. Но многие искусствоведы, все равно закрывая глаза на технологию, писали, что подпись идентична автографам автора, огромных трудов стоит их убедить, что эта фраза бессмысленна и более того вводит всех в заблуждение. Стилистический, искусствоведческий анализ должен основываться на узнаваемости авторского подчерка в произведении, а не в подписи, и тем более не в надписи на обороте произведения. Хочется добавить: Так выпьем же за это :-)

Евгений 18.11.2008 13:17

Art Consulting, Это (статья) для начинающих коллекционеров и арт дилеров.

------------------------------------------------------
Не могли бы Вы проконсультировать:где можно сделать экспертизу по металлу,эмалям (для определения возраста?),или этим только занимаются в археологических институтах?Если в России специалисты по этой теме?

Art Consulting 18.11.2008 13:22

Евгений,
По металлу ВНИИР, скорее всего вам необходимо обратится к Дубровину он технолог.
По эмали можем мы.
Если бронза, искуствоведение - Гилодо Андрей Акимович.

Евгений 18.11.2008 13:26

Цитата:

Сообщение от Art Consulting (Сообщение 110285)
По металлу ВНИИР

Там не делают..Дубровин ,он кажется реставратор по металлу.ВНИИР мне лично не нравится,отстали от жизни ровно на 50 лет.

Цитата:

Сообщение от Art Consulting (Сообщение 110285)
По эмали

Какой период Вы можите определить ( временной).?И если можно в двух словах как?

Art Consulting 18.11.2008 13:47

Евгений,
На самом деле вопрос сложный. Полную таблицу привязок никто не выстраивал. Теоретически, техникотехнологическим анализом на металлы занимается ВНИИР - Дубровин, как я вам и написал. У них есть несколько таблиц по Лигирующим элементам. Есть лаборатория в Музее археологии, но не понятно есть ли у них данные. Но серьезно экспертизу металла и эмали никто не делает. Скорее всего, потому, что это возможно сделать только разрушающим методом, отковырять кусок эмали, растереть его и определить химический состав, и в соответствии с таблицами, которых на практике нет, определить когда это могло появится. Мы можем попробовать определить возраст, если слой лака будет тонким и пигменты в эмали будут те, которые дадут датировку. А зачем такие сложности, с ДПИ все намного легче, обратитесь к Гилодо Андрею Акимовичу, могу вам сбросить телефон в личку.

Евгений 18.11.2008 13:50

Цитата:

Сообщение от Art Consulting (Сообщение 110385)
Гилодо Андрею Акимовичу, могу вам сбросить телефон в личку.

Спасибо сбрости..посоветуюсь с ним.

Добавлено через 2 минуты
Art Consulting,А археологов-(технологов по металлу) у Вас есть случайно нет в базе данных?


Часовой пояс GMT +3, время: 23:37.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot