Интервью c директором Фонда Байелера и президентом Арт Базеля Самюэлем Келлером
Вложений: 1
"Последние новости Эльзаса"
Серж Хартман
Именно его в 2008 г. выбрал Эрнст Байелер для руководства своим престижным фондом, располагающимся с 1997 г. в окрестностях Базеля. Самюэль Келлер, также являющийся президентом Арт Базеля, 41-е издание которого откроет свои двери на будущей неделе, является незаменимым актером рынка искусства.
Изменилась ли работа Фонда Байелера после его смерти в феврале этого года?
- Нет, потому что он прогрессивно сократил свое участие и принял меры к тому, чтобы Фонд продолжал фуекционировать после его исчезновения. Этот Фонд был делом жизни Эрнста Байелера и его жены Хильди. Но его исчезновение действительно ощущается нами, людьми, работающими в Фонде, как некая странность, ненормальность: мы привыкли, что он приезжал к нам. Его смерть оставила ощущение пустоты…
Читать дальше...
У Байелеров не было прямых наследников. Что станет с галереей и, в частности, с ее феноменальными стоками?
- Юридическое оформление наследства еще не закончено и продлится еще не менее года. Но галерея совсем не обязательно закроется. Пока она продолжает работать, организует выставки, управляет своими стоками… Управляющая галереи сотрудничала с Эрнстом Байелером в течение 30-и лет, она знает свое дело. Однако галерея – это всегда что-то очень персональное, она отражает отношение человека к искусству, показывает, что этот человек защищает, что он хочет продвинуть и показать.
Эрнст Байелер происходил из очень скромной среды, в начале своего пути он совершенно ничего не знал об искусстве. Можно ли в нынешнее время вообразить такую судьбу, учитывая изменения на рынке искусства, тот факт, что рынок стал ареной борьбы крупных финансов?
- Его жизненный путь совершенно необычен. Он никогда не торопился, он всегда находил время для встреч с художниками, он учился всю жизнь - училася покупать, учился выжидать! Именно так он смог выстроить свою карьеру и приобрести капиталы, позволившими ему продолжать свое «восхождение». Покупая работу за 20000 долларов и выжидая, пока котировка художника поднимется, иногда достигнув миллиона долларов, а то и больше, вы неминуемо становитесь значительным актером рынка искусства.
В 80-е годы состояние Эрнста Байелера оценивалось в миллионы долларов именно потому, что он использовал все возможности 50-60-х годов. В 70-х годах этот феномен еще более усилился. Произведения, приобретенные за этот период, были проданы в 90-е годы с невероятной прибылью…
Да, но сейчас рынок стал гораздо более спекцлятивным и инфляционистским. Как начать карьеру в этом мире без начального капитала?
- Это правда, по нынешним временам необзходим довольно внушительный начальный капитал, и надеяться на феноменальное умножение этого капитала, как это произошло с Эрнстом Байелером, не приходится. Кроме того, создание произведений искусства обходится все дороже, в этом есть какое-то безумие: изготовление произведения молодого художника обходится в 100000 долларов, изготовление работ Джефа Кунса стоит еще дороже – покупая такие работы, лучше быть уверенным в своем выборе, не бояться риска и обладать достаточной финансовой поверхностью…
Можно ли сказать, что финансовый кризис немного умерил пыл покупателей искусства? Судя по публичным торгам, гонка за рекордами цен продолжается.
- Год назад, никто не был уверен в будущем, но сейчас, этот период вроде бы окончен. Крупные коллекционеры потеряли много денег и предпочитали выжидать. Рынок искусства подвергался сильному давлению. Однако, если он и упал по сравнению с 2007 г., то необходимо помнить, что бум предыдущих лет был так силен, что это понижение рынка совершенно невозможно считать свободным падением. Рынок дойдет до уровня 2005/2006 гг.
Все-таки у меня складывается впечатление, что бОльшая часть спекулянтов покинула этот рынок…
Можно ли объяснить устойчивость рынка искусства к финансовому кризису тем, что государственные музеи и частные коллекционеры борются за каждую значительную работу, выставленную на продажу?
- Да, конечно. Не проходит ни одного года без открытия какого-нибудь нового музея. Но эти новые музеи надо чем-то заполнить. Каждый крупный коллекционер тоже хочет создать свой музей – например, наш сосед Фридер Бурда. У вас во Франции есть Франсуа Пино и Бернер Арно. Глобализация рынка искусства также является определяющим фактором. Во время Жрнста Байелера все было легче. Сейчас, при появлении на рынке интересной работы, вы конкурируете не только с американцами и другими европейцами, но и с каким-нибудь богатейшим китайским коллекционером, с бразильским миллионером или с шейхом, желающим придать себе престижа…
Способен ли Фонд Байелера участвовать в этом соревновании? Но может быть, вы считаете, что у вас и так собрана достаточно привлекательная коллекция?
- Наша колекция уже очень привлекательна, но мы совсем не собираемся отказываться от новых приобретений! Недавно мы купили великолепную скульптуру из Океании и работу Роя Лихтенштайна. Наше правило, которое установил Эрнст Байелер – всегда приобретать вещи самого высокого качества.
Вы – президент Арт Базеля. Не думаете ли Вы, что бурное развитие деятельности аукционных домов вредит престижным галереям? Говорят, что галереи все с бОльшим трудом находят первоклассные произведения искусства, потому что все они уходят на публичные торги…
- Аукционные дома действительно стали чрезвычайно активными на рынке искусства, их влияние существенно увеличилось. Но делать вывод о маргинализации галерей неверно и уж во всяком случае преждевременно! У галерей есть преимущество, недостижимое ни Sotheby's, ни Christie's – конфиденциальность… Шедевр, выставленный на публичные торги, моментально «засвечивается», Весь маленький мирок искусства в конце концов узнает имя покупателя, местонахождение произведения… Не надо забывать, что некоторые коллекционеры хотят сохранить полную анонимность и готовы платить за эту «услугу».
Многочисленные произведения высокого качества продаются без ведома прессы и профессионалов рынка искусства. Когда «Шагабщий человек» Джакометти был продан за 104 млн долларов, повсюду говорили, что это самое дорогое произведение искусства в мире. Но я лично знаю две работы, приобретенные в галерее в течение трех последних лет, цена на которые превосходит цену Джакометти. Недавно я разговаривал по телефону с одним крупным маршаном, который сказал мне, что он тоже знает работу, проданную дороже, чем этот Джакометти.
Что Вы думаете о Ст'aрте (St'art), нашей Страсбургской ярмарке современного искусства?
- Я никогда не был на ней, несмотря на то, что очень люблю Страсбург. Отзывы об этой ярмарке были не очень хорошие (смущенно улыбается). Сначала я посылал на нее своих сотрудников… А потом, поняв ее уровень, перестал. Это все-таки уж очень «региональная» ярмарка…
SergeiSK
16.06.2010 19:19
Цитата:
Сообщение от LCR
(Сообщение 1145391)
41-е издание которого откроет свои двери на будущей неделе
16 июня в Швейцарии открылась выставка-ярмарка "Арт-Базель - 2010", сообщает Bloomberg. Она считается крупнейшей ярмаркой искусства XX-XXI веков.
В первый день мероприятия уже была продана скульптура Пикассо "Персонаж" (Personnage, 1960) - за нее отдали 15 миллионов долларов. Кроме того, были проданы несколько работ французского скульптора Луизы Буржуа, которая скончалась 31 мая на 99-м году жизни. Среди наиболее ценных произведений, представленных в Базеле - прижизненный бронзовый слепок скульптуры Альберто Джакометти "Три шагающих человека I" (1948-1950). Его оценивают в 25 миллионов долларов.
На 41-й ярмарке "Арт-Базель" представлены 36 стран, 303 галереи и 2500 художников. Эксперты отмечают, что снижение курса евро относительно доллара должно воодушевить на покупки гостей не из Европы. В 2009 году выставка привлекла рекордное число посетителей - 61 тысячу, а хорошие продажи указали на послекризисное восстановление арт-рынка.
"Арт-Базель" будет работать до 20 июня.
(Лента.Ру)