Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Художники, творчество, история (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=75)
-   -   Великая Отечественная война в искусстве (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=73781)

Евгений 09.05.2010 11:28

Великая Отечественная война в искусстве
 
Вложений: 2
Ещё раз всех с праздником Победы!
-----------------------------------------
Художник Яковлев В.Н. (1893-1953)
Портреты маршалов.
1. Портрет К.К. Рокоссовского. 1944.Холст, масло. 196x136 см
Курганский художественный музей, Курган
2. Портрет А.М. Василевского. 1944.Холст, масло. 196x136 см
Курганский художественный музей, Курган

Евгений 09.05.2010 11:32

Вложений: 5
Художник Дейнека А.А. ( 1899 - 1969)

Тютчев 09.05.2010 14:07

В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
 
Вложений: 10
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.
«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.
По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».
Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.
Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.

Тютчев 09.05.2010 14:49

В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
 
Вложений: 10
С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!
Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»
Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.
...Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища.
Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.
Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам.
Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.

Тютчев 09.05.2010 15:00

В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
 
Вложений: 10
После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед.
Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».
...Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком.
Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери-Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа.
Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв спасшего человечество от фашистского рабства.
Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.

Евгений 09.05.2010 15:46

Василий Яковлев "Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве."
 
Вложений: 2
Расскажу ещё об одной картине, талантливого русского художника Василия Яковлева. Более 40 лет музей не показывал эту уникальную работу зрителям. (Е.А.)
История одной картины

К 60-летию Великой Победы Ярославский Художественный музей в апреле 2005 года открывал выставку "Война и мир". Произведения 1941 - 1945 гг. из собрания Ярославского Художественного музея.
В преддверии значительного вернисажа 2005 года музей представлял одно из интереснейших произведений будущей выставки.
Это полотно кисти Василия Яковлева "Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве." (Х., м., 399х301, 1942 - 1944, пост. в 1966 г. Дар Архиепископа Сергия).
Автором картины является действительный член Академии Художеств СССР, народный художник РСФСР, дважды лауреат Государственной премии СССР, профессор живописи, доктор искусствоведения Василий Николаевич Яковлев (1893 - 1953). Картина - групповой портрет, где изображен будущий Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий с двумя мальчиками-служками: 4-летним Толей и 12-летним Николаем, внуком епископа Анатолия (Филимонова) в Никольской церкви Преображенского кладбища г. Москвы при отправлении патриотического молебствия в первую годовщину начала Великой Отечественной войны.

Читать дальше... 
Красноречивы строки "Дарственной" владыки Сергия, сопровождавшей дарение картины в музей: "С Василием Николаевичем Яковлевым я познакомился в Москве весной 1942 года. Наше знакомство стало приятельством, а затем перешло в личную дружбу. Меня привлекла широчайшая эрудиция этого человека. Его познания в философии были энциклопедическими. Были у нас дебаты на философские темы… В музыке он любил Бетховена и Баха, что соответствует и моим вкусам…"

В.Н.Яковлев присутствовал на богослужении о "даровании победы оружию советской армии летом 1942 года", которое проводил епископ Звенигородский Сергий. После службы художник предложил написать портрет - картину, изображающую этот момент. Произведение создавалось в течение двух лет и было завершено в 1944. Отец Сергий, получив ее в дар от художника уже в 1943 году, готовил ее для Одесской Духовной семинарии, но по каким-то причинам не смог ее доставить в Одессу.
В мастерской художника картину видели видные военачальники, в том числе К.Ворошилов, иностранные послы, иерархи церкви, в частности, митрополит Крутицкий Николай, писатели Л.М.Леонов и С.П.Бородин. После это в силу разных обстоятельств произведение оказалось скрыто от зрителей.
До 1946 г. картина находилась у автора в мастерской, в 1956 - перевезена в Астрахань, когда Сергий был назначен епископом Астраханским и Сталинградским. В последующие годы о. Сергий служил во многих Епархиях, вслед за ним путешествовала и эта картина. В ноябре 1966 года архиепископ Сергий передал произведение в дар Ярославскому историко-архитектурному музею-заповеднику, а при разделе музея оно стала собственностью Ярославского Художественного музея. До 2005 года полотно хранилось на валу, скрытое от глаз не только массового зрителя, но и редкий музейный сотрудник имел возможность его видеть.

Празднование 60-летия Победы послужило поводом для возрождения произведения. Оно впервые было представлено широкому зрителю на выставке, посвященной этому знаменательному событию. Оно напоминает о том, что Русская православная церковь и ее служители оставались носителями высоких патриотических чувств и были духовной опорой русского народа.
Фото 1-2.
Художник Василий Яковлев (1893-1953) "Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве." (Х., м., 399х301, 1942 - 1944, пост. в 1966 г. Дар Архиепископа Сергия,Ярославский художественный музей).

Тютчев 09.05.2010 15:46

Вложений: 10
Плакаты Великой Отечественной войны:

Тютчев 09.05.2010 16:03

Вложений: 10
Плакаты Великой Отечественной войны:

Тютчев 09.05.2010 16:06

Вложений: 5
Плакаты Великой Отечественной войны.:

Евгений 09.05.2010 16:08

Виктор Попков "Шинель отца"
 
Вложений: 1
Одна из лучших работ Виктора Попкова,мне лично очень нравиться.(Е.А)
--------------------------------------------
Попков Виктор Ефимович (9.3.1932 - 12.11.1974)

Советский художник-шестидесятник. Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952-1958).
Один из лидеров направления "сурового стиля".
Читать дальше... 
Живопись Попкова отличается драматизмом, психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни, строгостью композиций и насыщенным колоритом.
В период с 1956 по 1974 год Попков объездил Байкал, Сибирь, Подмосковье, Вологодчину, Север, где по впечатлениям создал серии работ маслом, гуашью, карандашом.
На Западе его называли диссидентом. Его остросоциальные произведения всегда вызывали раздражение у властей.

Шинель отца
Эта своеобразная жанровая картина завершает серию картин про войну. Это автопортрет художника, посвященый его отцу - Ефиму Акимовичу Попкову, погибшему в начале войны. На эскизе к картине - отрывок из последнего, вероятно, письма Ефима Акимовича жене Степаниде Ивановне Попковой:
"Наша часть под Смоленском. Бои тяжелые. Стеша, передай Чувилкиной Маше, что Федор погиб. Вчера его подобрали еще живым. Умер при мне. Стеша, сегодня опять бой. Если что-то со мной случится, береги детей и себя. (Слова "целую, твой Ефим, 21 окт. 41 год" зачеркнуты.) Поцелуй крепко Томочку, Витю и Колю. Стеша, сейчас в бой. Допишу после боя..."

Не дописал.

Прощальные слова отца легли в основу замысла картины "Шинель отца". Своим глубоко личным воспоминанием об отце Попков ставил себя в ряд с северными женщинами-вдовами, связывая собственную судьбу с их проклятой бабьей одинокой долей. Вдовы словно выплывают из серо-зеленого, под цвет солдатской шинели фона и становятся рядом с ним, примеряющим шинель отца.

"Однажды вечером он пришел ко мне в шинели его отца, опустился на пол у стены и рассказал, как плакал сегодня, работая над картиной", - вспоминает xудожник К. Фридман.

Конечно, эта солдатская шинель не Ефима Акимовича, но она принадлежала отцу жены Виктора Попкова, художницы Клары Калинычевой, хранилась в семье как реликвия, и в то же время использовалась для дела во всех необходимых случаях.

Попкову при ясном и четком образном видении картины долго не давалась сама центральная фигура. Он несколько раз менял ее положение, поворот головы, жест руки, даже одежду, стараясь найти верные цветовые отношения и с цветом солдатской шинели, и с фоном картины. Не только созвучных тонов, но и контрастных. Завершающей точкой стало яркое пурпурное пятно на палитре. Кстати, многозначительный прием, который он ввел и в картину "Северная песня". Там завершающей точкой стал красный цветок герани на подоконнике.

Некоторые искусствоведы видят в "Шинели отца" отголоски былых споров о связи поколений. Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Связь поколений он испытывал кровно. Он питал огромную любовь к матери, к погибшему отцу, уважение к старшим художникам, но проблематика его работ гораздо шире сострадания к родным и близким.
----------------------------------------

Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать.
Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.
Тихо буду любить, Тихо буду болеть,
Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.
Если будет мне счастье, Если будет мой бог,
Я не стану качаться, Я найду свой порог.
Буду к людям я добрый, Буду все я любить,
Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.
И тебя не обижу. Даже подлость стерплю.
Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.

Виктор Попков. О себе
------------------------------------------------
1.Художник Виктор Попков .Шинель отца. 1972. ГТГ. Холст, масло. 176 х 120. Государственная Третьяковская галерея


Часовой пояс GMT +3, время: 11:13.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot