Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Выставки, события (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=85)
-   -   Александра Экстер «Ретроспектива» (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=73721)

Евгений 08.05.2010 21:42

Александра Экстер «Ретроспектива»
 
Вложений: 3
Дата проведения: 29 мая — 22 августа 2010
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, 25
Открытие: 28 мая 2010 в 19:00

Беспрецедентная ретроспективная выставка произведений Александры Экстер в Московском музее современного искусства — событие, которое трудно переоценить. Александра Экстер — одна из «амазонок» и ярчайших звезд русского авангарда. Она была неизменной участницей почти всех крупных выставок нового искусства — содружества «Бубновый валет» и «Союза молодежи», «№ 4» и «Трамвай В», «Магазин», «5×5=25» и других. Передовое русское искусство начала XX века невозможно представить без произведений этой художницы — если их исключить, картина окажется неполной и многое потеряет в своем своеобразии.

С именем Александры Экстер связано такое принципиальное направление в истории русского искусства, как кубофутуризм — совершенно особый «русский» вариант футуризма, нашедший отражение в многочисленных абстрактных композициях, натюрмортах и городских пейзажах. Именно Экстер часто была проводником новых идей в русской живописи, именно она в течение многих лет знакомила отечественного зрителя с последними достижениями парижского авангарда. Подолгу живя в Париже, будучи в приятельских отношениях с Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Робером и Соней Делоне, Гийомом Аполлинером и многими другими яркими фигурами той эпохи, Экстер пропагандировала их творчество в России. И не только пропагандировала, но и своим искусством во многом указывала пути адаптации их открытий русскими художниками.

Читать дальше... 
Фигура Александры Экстер неотделима от триумфов русской театральной сцены: оформленные ею спектакли в московском Камерном театре — «Фамира Кифаред», «Саломея», «Ромео и Джульетта» — вошли в историю как подлинные шедевры, отмеченные ошеломляющей красотой костюмов и декораций. В историю искусства вошли и ее знаменитые костюмы марсиан для фильма Якова Протазанова «Аэлита». Кроме того, Экстер проявила себя как автор изысканных проектов женского платья и формы для Красной армии.

Случилось так, что, в отличие от многих современников и собратьев по новому искусству, у Экстер до настоящего времени не было серьезной выставки. Именно серьезной, научно аргументированной, с отчетливо разработанной концепцией; а самое главное — выставки, которая с максимальной полнотой продемонстрировала бы разностороннее искусство художницы. Проект Московского музея современного искусства — первая ретроспектива Александры Экстер, позволяющая осознать творческие открытия этого ведущего представителя русского авангарда. В экспозицию войдут станковые произведения, графика, эскизы костюмов и декораций, а также уникальные авторские рукописные книги (livres manuscrits), которые никогда прежде не выставлялись. Впервые будет широко представлено театральное искусство Александры Экстер — около 60 работ из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.

Творчество Александры Экстер в равной степени принадлежит и Франции. Начиная с 1910-х годов, Экстер принимала участие во многих знаковых выставках в Париже, буквально до последних своих дней выставлялась на парижском «Салоне Независимых». Об искусстве Александры Экстер писали выдающиеся французские критики — Гийом Аполлинер, Вальдемар Жорж, Морис Рейналь и другие. Поэтому осуществление этого проекта именно сейчас, в Год России — Франции, особенно важно и своевременно. Парижский период творчества Экстер (после 1925 года) никогда не был полноценно представлен в России, а нынешняя ретроспектива даст возможность зрителю познакомиться с некоторыми произведениями этих лет.

Куратор выставки — Георгий Федорович Коваленко, доктор искусствоведения, заведующий отделом русского искусства XX века НИИ РАХ и главный научный сотрудник Государственного института искусствознания. Коваленко — один из главных биографов Экстер и ведущий эксперт в области ее творчества, автор двух книг и многочисленных статей, опубликованных в России и за рубежом.

Дизайн экспозиции разработает Борис Асафович Мессерер, известнейший художник и сценограф, президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы.

К выставке готовится масштабный каталог, состоящий из монографического очерка, публикаций ранее не известных архивных и рукописных материалов, библиографии, перечня выставок, научного аппарата и изобразительного ряда — репродукций произведений Александры Экстер.

Работы для выставки предоставили:

Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина, Астрахань
Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, Киев
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко, Краснодар
Московский музей современного искусства, Москва
Национальный художественный музей Украины, Киев
Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил
Российский государственный архив литературы и искусства
Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов
Серпуховской историко-художественный музей, Серпухов
Ярославский художественный музей, Ярославль
а также частные коллекционеры Москвы

Евгений 30.05.2010 06:26

Открылась выставка Александры Экстер....
 
Вложений: 2
29 мая - 22 августа 2010 в ММСИ на Петровке, 25 .
Беспрецедентная ретроспективная выставка произведений Александры Экстер в Московском музее современного искусства – событие, которое трудно переоценить. Александра Экстер – одна из «амазонок» и ярчайших звезд русского авангарда. Она была неизменной участницей почти всех крупных выставок нового искусства – содружества «Бубновый валет» и «Союза молодежи», «№ 4» и «Трамвай В», «Магазин», «5×5=25» и других. Передовое русское искусство начала XX века невозможно представить без произведений этой художницы

Сима 30.05.2010 09:44

Вложений: 6
"Воспроизведенные в настоящем издании художественные произведения считаются работами А. Экстер на основании экспертного суждения автора". " Издательство не несет ответственности за представленные в книге атрибуции."
Эти фразы предваряют первый том монографии Г.Ф. Коваленко, который продавался вместо каталога (он же видимо и есть каталог, т.к. многое выставленное в нем есть). Купленный мной за 2 тыс. том представляет собой типографский брак (или издательский? В общем, предпечатной подготовки). Купленные другими тоже. Для того чтобы составить себе адекватное представление о хдожнике, он не годится. Очень обидно. Насколько нов текст и концепция автора пока судить не берусь, еще не сравнивала.
Все давно известные вещи российских музеев (с Украины, по моему, не привезли) бесспорны и прекрасны. Небольшие новые для меня вкрапления в театральную графику сомнений не вызвали. Книжная графика из частных собраний тоже. Первое впечатление от "новой" живописи тяжёлое. Придется долго привыкать, разбираться, осмыслять. Создавать эталонную базу. Плохо, что вместо издания каталога-резоне прямо к выставке в книге, которая его заменяет, написаны фразы, приведенные выше. Если во втором томе (когдаааа выйдет) не будет обяснений атрибуциям по документам - прижизненным каталогам, старой прессе и др - то вообще труба. В следующий раз к этому подступиться можно будет лет через 20. С предыдущей ретроспективы Экстер прошло 23 (кажется) года.
Показываю немножко фоток с вернисажа, понимаю, что скудно, но, простите, сели батарейки.
ЗЫ. На первой фотке - дизайн Б. Мессерера.
PS2 М.б. кто-то видел, что говорила (фото 3) Лидия Ивановна Иовлева в телевизоре. Расскажите.

Евгений 30.05.2010 10:59

Лекция: Проблемы изучения творчества Александры Экстер
 
Вложений: 1
31.05.2010 18.00
ММСИ, Петровка, 25 - Москва
Георгий Коваленко, куратор выставки Александр Экстер.«Ретроспектива»

Ранние годы. Александра Экстер и киевский круг художников. Кубизм А. Экстер. Художники объединения «Золотое сечение». А. Экстер и футуризм. Александра Экстер и Арденго Соффичи. Кубофутуризм А. Экстер. Беспредметное творчество А. Экстер. А. Экстер и художники русского авангарда. А. Экстер и конструктивизм.
Театральная эстетика А. Экстер. А. Экстер и ее ученики (Киев - Одесса - Париж).

http://artgals.info/afisha/details/3884-1

Евгений 31.05.2010 14:39

Цитата:

Лекция: Проблемы изучения творчества Александры Экстер
Друзья,кто будет на лекции? напишите пару слов..

Маруся 31.05.2010 15:01

Цитата:

Сообщение от Сима (Сообщение 1127881)
Плохо, что вместо издания каталога-резоне прямо к выставке в книге, которая его заменяет, написаны фразы, приведенные выше. Если во втором томе (когдаааа выйдет) не будет обяснений атрибуциям по документам - прижизненным каталогам, старой прессе и др - то вообще труба. В следующий раз к этому подступиться можно будет лет через 20. С предыдущей ретроспективы Экстер прошло 23 (кажется) года.

Не плохо - просто стыдно! Наши уважаемые искусствоведы уже позволяли себе под эгидой уважаемых музеев и уважаемых издательств "путать" отчества, места рождения и другие подробности биографий художников, которые вообще-то доступны в архивах... Наверное, просто лень работать, ведь "есть же Интернет".
А уж о "субъективном составлении" каталога, за атрибуции в котором ни автор, ни издательство ответственности не несет, я лично, слышу впервые. Может, это какое-то наше ноу-хау?

Сима 01.06.2010 18:47

Цитата:

Сообщение от Маруся (Сообщение 1130341)
атрибуции в котором ни автор, ни издательство ответственности не несет, я лично, слышу впервые.

Маруся, нет, автор-куратор как раз именно на себя и взял ответственность. А издательство и музей с себя ответственность сняли.

Вот первая вменяемая реакция.

Опасные гастроли
Новая выставка в Московском музее современного искусства


--------------------------------------------------------------------------------

версия для печати
Александра Экстер (1882--1949) любила и умела быть в центре внимания. Остро чувствовавшая новое художница, светская эмансипированная женщина, сильная личность, она оказывала огромное влияние на коллег и развитие авангардистского движения в России. Экстер много путешествовала, приятельствовала с великими французами и итальянцами, знакомила коллег с западными новинками, участвовала практически во всех главных выступлениях отечественных художественных революционеров -- от переливающего всеми красками «Бубнового валета» до конструктивистской «5х5=25». Ее театральные работы -- оформление спектаклей Камерного театра "Фамира Кифаред" Анненского (1916), "Саломея" О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетта» (1919) -- сделали эпоху в сценографии.

Последняя персональная выставка художницы в Москве, состоявшаяся двадцать лет назад в Театральном музее имени Бахрушина, забылась за камерностью и давностью лет. Новая, организованная при содействии Novatek и компании Enel, должна была стать событием более чем значительным -- увы, масштабы ее оказались невелики, заграничные произведения не привезли, не доехали даже картины из Киева. Собрали в основном то, что лежало недалеко. Кураторы разделили по двум анфиладам театральные и станковые работы -- получилось не слишком вразумительно, к тому же самые интересные и звонкие футуристические картины оказались в крошечном зале, зажатыми между гораздо менее значимыми и эффектными ранними и поздними произведениями. В полную силу работают лишь отлично подобранные эскизы костюмов к спектаклям, помещенные в просторных залах. Среди патентованных музейных произведений новички из частных собраний смотрятся бледненько -- даже то, что оказалось на пригласительном билете. Главная новелла выставки -- почти неизвестное в России позднее, французского периода, творчество покинувшей родину в 1924 году художницы. Еще больше неизвестных работ вводит в оборот монография, но качество их оценить практически невозможно -- печать книги оставляет желать лучшего.

Скандал, естественный спутник выставок авангардистов сто лет назад, возник в ММСИ совсем не привидением. Незадолго до вернисажа музеи -- участники выставки получили письмо от профессора Андрея Накова, основателя и председателя парижского общества «Александра Экстер», который уведомил своих корреспондентов о том, что они и сами неплохо знали:
Читать дальше... 
«Ситуация с творчеством Экстер в настоящее время находится в состоянии полнейшего потрясения. Это происходит из-за большого числа подделок, появившихся в течение последних лет как на российском, так и на западном художественном рынке». Перечисляя недавние скандалы, в первую очередь инициированный им самим арест год назад большой выставки Экстер в Туре (картины уже освобождены), отклоненные ярмарками, изъятые из экспозиций музеев произведения, аннулированные выставки, Наков излагает сомнения в подлинности одной из титульных картин выставки -- принадлежащего ММСИ «Пейзажа с домами». Накову «кажется преждевременным затевать в настоящее время выставку Экстер, тем более что это мероприятие осуществляется безо всякого соблюдения морального права художницы и без обращения с запросом проверки в архиве художницы».

На эти претензии исполнительный директор музея Василий Церетели ответил вежливо, но твердо: какие выставки делать, решаем сами, права готовы рассматривать по мере предъявления документов на них, а «ведущие эксперты творчества художницы... имеющие публикации на данную тему, в число которых входит и господин Георгий Коваленко, признают подлинность работ, которые планируется экспонировать на выставке и опубликовать в сопровождающей ее монографии-каталоге». Сам же автор изданного к открытию выставки первого тома монографии Георгий Коваленко утверждает, что все сведения о самом существовании архива художницы исходят исключительно от Накова, никаких документальных подтверждений, в том числе основанных на нем публикаций, не существует, как не существует и юридически подтвержденного, принадлежащего кому-либо из экспертов «морального права» на ее работы.

Организацию выставки Экстер в этой непростой обстановке можно расценивать по-разному. В том числе считать смелым поступком ММСИ -- владельца нескольких ее поздних работ. Музей подстраховался как мог -- в монографии отмечено: "Воспроизведенные в настоящем издании художественные произведения считаются работами А. Экстер на основании экспертного суждения автора". Публичные выяснения отношений специалистов, безусловно, вредят репутации художницы. Возможно, впрочем, все же меньше, чем непубличные сплетни, слухи, пожимания плечами. Сомневающихся можно понять: появление огромного числа ее неизвестных доселе работ шокирует, изменяя все прежние представления об их авторе, -- так же, как это было, когда из запасников советских музеев стали доставать работы авангардистов. Альтернатива проста -- выставок не делать, книг не писать. Или выставлять только давно известные, привычные вещи, отвергая саму возможность существования, выживания произведений художников выдавленных из актуального контекста, иногда и за пределы страны, где-нибудь кроме музеев и давно уже открывшихся специалистам частных коллекций. ММСИ пошел другим путем. Хочется надеяться, не зря: выставленные в залах музея, опубликованные в монографии работы станут поводом для сугубо научного анализа, дискуссий, обсуждения. И ни эксперты, ни нынешние владельцы работ, заплатившие за них огромные деньги, не будут грозить судебным преследованием тем, кто высказывает разумные сомнения.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
http://www.vremya.ru/2010/93/10/254819.html

Маруся 16.06.2010 17:41

Цитата:

Сообщение от Сима (Сообщение 1131731)
Маруся, нет, автор-куратор как раз именно на себя и взял ответственность. А издательство и музей с себя ответственность сняли.

Вот первая вменяемая реакция.

Сима! Спасибо за подробный ответ. Я как-то эту тему упустила...

Кирилл Сызранский 08.09.2010 22:21

В Самару привезли эту выставку.
Сегодня открылась:
http://www.gallery-victoria.ru/expo/a:215/
Но:
Цитата:

В самарской галерее «Виктория» будет представлен сокращенный вариант московской экспозиции, с несколько иным составом произведений. Выставка также подготовлена командой Московского музея современного искусства совместно с куратором Георгием Коваленко.

Сима 09.09.2010 10:54

Кирилл Сызранский, ждем отчета. Пожалуйста. Сколько вещей осталось, откуда? Как книга, если видели. Какой справочный аппарат? Есть ли какие-нибудь экспертные материалы? В общем, все, что можете.


Часовой пояс GMT +3, время: 11:29.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot