Искусство, которое ничего не стOит
Хроника Рафаэля Антовена в журнале «Ль’Экспресс», 29.10.2009
Я перевела небольшую статью одного довольно влиятельного французского критика, некоторые из аргументов ее мне показались совсем не лишенными здравого смысла.
Почему актуальное искусство элитарно? Во-первых, качество произведений актуальных художников зачастую крайне сомнительно, поэтому для своего оправдания и успешного существования современное искусство апеллирует к общему месту, гласящему: то, что невозможно понять, гениально по определению. Действительно, как продать коричневые прямоугольники на серых квадратах, арбуз на пьедестале (выставленный на FIAC-2009) и другие продукты, за минимализмом которых прячется пустота? Единственный выход – сделать ставку на снобизм зрителя, гордого тем, что видит смелость и новизну таких произведенеий, улавливает их скрытый смысл, и готового предать анафеме всех скептиков, окрестив их стадом реакционеров, ворчунов или просто дураков?
Во-вторых, потому что актуальное искусство индивидуалистично: как не быть индивидуалистом, когда ты считаешь, что для того, чтобы стать художником, достаточно выразить себя ? Актуальное искусство, сведенное, по словам нашего раздражительного академика Жана Клера, «к идиотизму, выражающему инфантильные капризы индивидуума, уверенного, что он никому ничего не должен», стало ареной удивительного перемешения ролей, при котором художником быть проще, чем зрителем. Парадоксально, герметизм (а стало быть, и элитизм) актуального искусства объясняется демократизацией самого жеста художника: принимая себя совершенно всерьез и подменяя талант одним лишь желанием выразить себя, он освобождает себя от любых усилий – в частности, от старания быть понятным и понятым. Но когда каждый может стать художником, искусство не обращается ни к кому. В этом смысле зрители актуального искусства правы, считая, что актуального искусства не существует, а есть столько актуальных искусств, сколько актуальных художников.
Наконец, и это самое важное, потому что актуальное искусство концептуально и подменяет эмоцию мыслью. В отличие от изобразительных искусств актуальное искусство нуждается в объяснениях. В этом смысле под видом авангардизма оно воскрешает платоновскую эстетику, которая утверждает, что красота является всего лишь средством достижения истины, а стало быть искусство не самодостаточно, оно должно служить каким-то целям. Таким образом произведения актуального искусства вдвойне спекулятивны : их ценность определяется рынком, так как они обращаются не к чувствительности зрителя, а к его разуму.
|