Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Арт-калейдоскоп (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=235)
-   -   Искусство, которое ничего не стOит (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=46801)

LCR 02.11.2009 18:34

Искусство, которое ничего не стOит
 
Хроника Рафаэля Антовена в журнале «Ль’Экспресс», 29.10.2009

Я перевела небольшую статью одного довольно влиятельного французского критика, некоторые из аргументов ее мне показались совсем не лишенными здравого смысла.


Почему актуальное искусство элитарно? Во-первых, качество произведений актуальных художников зачастую крайне сомнительно, поэтому для своего оправдания и успешного существования современное искусство апеллирует к общему месту, гласящему: то, что невозможно понять, гениально по определению. Действительно, как продать коричневые прямоугольники на серых квадратах, арбуз на пьедестале (выставленный на FIAC-2009) и другие продукты, за минимализмом которых прячется пустота? Единственный выход – сделать ставку на снобизм зрителя, гордого тем, что видит смелость и новизну таких произведенеий, улавливает их скрытый смысл, и готового предать анафеме всех скептиков, окрестив их стадом реакционеров, ворчунов или просто дураков?
Во-вторых, потому что актуальное искусство индивидуалистично: как не быть индивидуалистом, когда ты считаешь, что для того, чтобы стать художником, достаточно выразить себя ? Актуальное искусство, сведенное, по словам нашего раздражительного академика Жана Клера, «к идиотизму, выражающему инфантильные капризы индивидуума, уверенного, что он никому ничего не должен», стало ареной удивительного перемешения ролей, при котором художником быть проще, чем зрителем. Парадоксально, герметизм (а стало быть, и элитизм) актуального искусства объясняется демократизацией самого жеста художника: принимая себя совершенно всерьез и подменяя талант одним лишь желанием выразить себя, он освобождает себя от любых усилий – в частности, от старания быть понятным и понятым. Но когда каждый может стать художником, искусство не обращается ни к кому. В этом смысле зрители актуального искусства правы, считая, что актуального искусства не существует, а есть столько актуальных искусств, сколько актуальных художников.
Наконец, и это самое важное, потому что актуальное искусство концептуально и подменяет эмоцию мыслью. В отличие от изобразительных искусств актуальное искусство нуждается в объяснениях. В этом смысле под видом авангардизма оно воскрешает платоновскую эстетику, которая утверждает, что красота является всего лишь средством достижения истины, а стало быть искусство не самодостаточно, оно должно служить каким-то целям. Таким образом произведения актуального искусства вдвойне спекулятивны : их ценность определяется рынком, так как они обращаются не к чувствительности зрителя, а к его разуму.

NATA NOVA 02.11.2009 18:45

Цитата:

Сообщение от LCR (Сообщение 675351)
Актуальное искусство, ....стало ареной удивительного перемешения ролей, при котором художником быть проще, чем зрителем.

Цитата:

Сообщение от LCR (Сообщение 675351)
Наконец, и это самое важное, потому что актуальное искусство концептуально и подменяет эмоцию мыслью.

Цитата:

Сообщение от LCR (Сообщение 675351)
Таким образом произведения актуального искусства вдвойне спекулятивны : их ценность определяется рынком, так как они обращаются не к чувствительности зрителя, а к его разуму.

QUOTE="LCR;675351"]Единственный выход – сделать ставку на снобизм зрителя, гордого тем, что видит смелость и новизну таких произведенеий, улавливает их скрытый смысл,[/QUOTE]
А снобы всегда были есть и будут! ("Снобизм жил, снобизм жив, снобизм будет жить!")..
Новерное опять :"спрос определяет предложение"? (или как с Х.: предложение определяет спрос?)

таша 02.11.2009 19:42

Цитата:

Сообщение от LCR (Сообщение 675351)
Почему актуальное искусство элитарно? Во-первых, качество произведений актуальных художников зачастую крайне сомнительно, поэтому для своего оправдания и успешного существования современное искусство апеллирует к общему месту, гласящему: то, что невозможно понять, гениально по определению

Качество понятие относительное. Например, Рафаэлю картины Кандинского наверняка показались бы некачественной мазней, чем они, разумеется не являются. Если рассматривать произведение актуального искусства как некую "вещь", как и любой предмет потребления, разработаный и изготовленный каким-нибудь крупным производителем товаров народного потребления, то многие из них( произведений актуального искусства) вполне качественно выполнены. Другое дело, что это качество именно "вещи".
Я думаю, что актуальное искусство элитарно скорее поэтому:
Цитата:

Сообщение от LCR (Сообщение 675351)
потому что актуальное искусство концептуально и подменяет эмоцию мыслью. В отличие от изобразительных искусств актуальное искусство нуждается в объяснениях.

и
Цитата:

Сообщение от LCR (Сообщение 675351)
так как они обращаются не к чувствительности зрителя, а к его разуму.

Воспринимать произведение на уровне чувств, эмоций действительно намного проще, чем пытаться что-то осмыслить.
Цитата:

Сообщение от LCR (Сообщение 675351)
Во-вторых, потому что актуальное искусство индивидуалистично: как не быть индивидуалистом, когда ты считаешь, что для того, чтобы стать художником, достаточно выразить себя ?

По-моему, актуальные художники уже давно не самовыражаются, передав это право "наивам" и "салону".
Я думаю, что в результате "бомбардировки" современного человека визуальной информацией, в искусстве наступила эпоха инфляции изображения. Что и привело к появлению "бедных", концептуальных форм искусства. Своего рода протестных форм. Художнику просто некуда деваться. Понятия красивого, выразительного или качественного давно присвоины "салоном", поэтому в поле использования современного художника остаются понятия некрасивого, невыразительного и некачественного. И это не вина художника, а, скорее беда.

Jasmin 02.11.2009 20:11

Я вспомнила, как на каком-то сайте одна художница всем своим работам (вполне качественным) дала одинаковое название: "Для нервных -НЕ живопись". Понравились не только работы, но и остроумие автора и понимание ситуации:)

Pavel 02.11.2009 20:20

Повторения , вариации, компелирование делают эти штуки скучными и вялыми. Давно прошли открытия новых путей 20-30г. Делать орррригинальное недостаточно -надо обладать еще и талантом. Талант вещь редкая.

таша 02.11.2009 20:48

Цитата:

Сообщение от Pavel (Сообщение 675541)
Талант вещь редкая.

И с трудом поддающаяся определению.
Цитата:

Сообщение от Pavel (Сообщение 675541)
Делать орррригинальное недостаточно

Совершенно верно. Оригинальность тоже давно приватизирована дизайном.


Часовой пояс GMT +3, время: 22:32.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot