Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Арт-калейдоскоп (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=235)
-   -   Использование художником различных оптических иллюзий (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=45855)

sergejnowo 26.10.2009 14:12

Использование художником различных оптических иллюзий
 
Вложений: 1
http://forum.artinvestment.ru/showpo...5&postcount=23

Интересуясь натюрмортами ведущих европейских мастеров 17-18 веков, к вопросу "почему выглядит так обьёмно?" подошёл с практической точки зрения. Т.е. меня не интересовала научное объяснение иллюзии обьёмности через прикладные науки, - физику или химию. Интерес лежал в желании понять, что же там "намазал" художник, для того чтобы выглядело обьёмно. Такие вещи не видны на репродукциях или даже приличных фотографии, надо смотреть в живую с лупой. Обьехал ведущие музеи Европы и выставки по этой теме. Базовая техника понятна, - правильная пропорция предметов с удалением, правильная композиция, уменьшение контраста предметов от переднего плана к заднему, чем дальше от "источника света", тем темнее и т.д.
То что я для себя высмотрел европейских мастеров 17-18 веков, это моё субъективное мнение, т.е личное видение.
Что бы видеть обьёмно, глазу необходима оптическая разница, - размер, тон/оттенок или искусственно "подкинутое" сравнение, виртуальная точка отсчёта. Абсолютный высоты в работе с оттенками серого цвета достиг Willem Claeszoon Heda своими натюрмортами со столовым серебром. По аналогии Rembrandt Harmenszoon van Rijn с оттенками чёрного. Это один из "секретов" сказочной обьёмости.
Jan Davidszoon de Heem довёл цветочно-фруктовые натюрморты до невиданных высот, прописывая цветочки до мелких деталей с абсолютной реалистичностью. Обьёмность достигалась массой точек сравнения (деталей) для глаза. Т.е на квадратном дециметре находится ( иной раз налеплено) добрый десяток сравнительных элементов. Типа стебелёк розы с листьями, на переднем плане видна каждая ворсинка с оттенком зелёного, следующий листок, те же ворсинки но менее контрастно и другого тона. При этом количество ботанических деталей возросло в разы относительно работ начала 17 века. Пришла мода "садить" насекомых, что ещё добавило "точек сравнения" для глаза. Натюрморты стали оптически перенасыщены деталями, не в последнюю очередь из за детального прописывания деталей. Масло масленое, но факт. То что писали многослойно, при таких деталях, это ясно. В конце 17 века "передовики" натюрморта начали применять лессировку (прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок) в натюрмортах, что привело к следующему скачку к оптической иллюзии обьёмности. Пиком этого "технического новаторства" стало творчество Rachel Ruysch. Это дама довела тему иллюзию "стерео" в натюрморте до высот граничивших с извращением и этом "закрыла" тему цветочного натюрморта в "реалистическом" исполнении на века. Во-первых, она довела уровень прописывания деталей, с моей точки зрения, до несуразности. Выкладываю фрагмент, на фотографии нюансы видны только частично. Она прорисовывал детали лепестков тюльпана, которые не видны невооружённым взглядом. Только по 5х-10х лупой. На этом же уровне она писала и насекомых, с отражением вида в окне в глазу мухи. Лично у меня, при рассматривании такой работы, глаза перегружаются таким перенасыщением и изображение начитает плыть.
Ну а после этого, эта дама занялась лессировкой.....
Хотите верьте, хотите нет, полный оптически стереоэффект. Такая работа висит в Кунстхалле в Гамбурге.
Работа абсолютно не эффектна не душевна, в ней нет тепла. Фотографировать очень сложно. Попробую выложить фрагменты.
Такие вещи можно сравнить с часами от Vacheron Constantin (Вашерон Константин) в исполнении Турбийон + Скелетон.
Эти часы чудо механики и часовой техники, абсолютный высший пилотаж. Но понятие "часы" в бытовом виде к этим часам не применимо.
Оптическое восприятие этой работы очень похоже на рассматривание календарика с обьёмной картинкой на обратной стороне. Однако романтика, тепло и душевность натюрморта пропало. Художник стремился к обьёмности, а не к лирике.
Ну это мой взгляд на вещи, а как вы думаете?

Allena 26.10.2009 14:24

sergejnowo, очень интересно, спасибо!

Мне кажется, что в трехмерной жизни мы не видим такое количество деталей, к которому стремились художники. Мы воспринимаем образы, а детали разглядываем тогда, когда это необходимо. Иначе от постоянного разглядывания можно глаза сломать и голову тоже...:)
А на картине избыток деталей дает, я с вами очень согласна, сухость, убивает образ, настоятельно требует, чтобы их разглядывали. Тем самым за деревьями перестает быть виден лес...

LCR 26.10.2009 14:25

Очень интересно, Сергей, большое спасибо!

Небольшая добавка: может быть, стОит обратить внимание на то, что в начале XVII века Корнелиус привез в Голландию аппарат, называемый camera obscura. Точно известно, что Вермеер, например, пользовался им. Рембрандт тоже знал это приспособление.
Относительно мастеров натюрморта я не могу сказать, но можно предположить, что уже второе их поколение (Клас и т.д.) также прибегали к его помощи?
Вообще вопрос о "технических подпорьях" старых мастеров чрезвычайно, но мой взгляд, интересен.

NATA NOVA 26.10.2009 14:37

И от меня спасибо! Чрезвычайно интересно!
От тюльпана правда "крышка плывёт". (это в каком масштабе?)
Караваджо ещё определённо камерой обскура пользовался..
Я однажды даже не поленилась и камеру обскура в спальне сделала...хотелось самой проверить. Попробуйте, отличное занятие-особенно, если дети есть- на 4м от окна диаметр отверстия (в чёрной бумаге, которой окно надо залепить-1-2 дюйма).Точнее можно опытным путём определить. на противоположную стену повесить белый экран.

sergejnowo 26.10.2009 14:44

Цитата:

Сообщение от NATA NOVA (Сообщение 662465)
это в каком масштабе?)

Цветы обычно рисовали 1:1.
В данном случае размер тюльпана, на полотне, максимум 6 - 8 см.

Добавлено через 9 минут
Цитата:

Сообщение от NATA NOVA (Сообщение 662465)
камеру обскура в спальне

а почему именно в спальне?:)

NATA NOVA 26.10.2009 15:11

Цитата:

Сообщение от sergejnowo (Сообщение 662495)
а почему именно в спальне?

Там окно было проще всего залепить и экран повесить (чисто технические причины)
И кроме того там "извинитезавыраженьеспозвалениясказать" моя художественная мастерская..
(да, напрасно упомянула)
Цитата:

Сообщение от sergejnowo (Сообщение 662495)
В данном случае размер тюльпана, на полотне, максимум 6 - 8 см.

Да, очень ювелирное, можно сказать письмо..

олег назаров 26.10.2009 15:35

Вложений: 1
есть в питере такой художник Ярослав Гержидович пишет довольно большие холсты 100х150 -а детали можно изучать с микроскопом в прямом смысле....вот например....:) жаль нету макро фото - это настоящее безумие!:)

artmig1978 26.10.2009 15:53

своими глазами видел как катя медведева накладывает на законченную работу (холст масло) ,другой материал .в итоге изображение меняло форму.становилось подвижным. фигуры готов были вот вот встать и пойти.
возможно эта уже не ново. но тем не менее интересно. кроме того у кати свои цвета и кроме того что изображение меняется ,меняется так же цвет.

Grigory 26.10.2009 16:25

Цитата:

Сообщение от artmig1978 (Сообщение 662715)
своими глазами видел как катя медведева накладывает на законченную работу (холст масло) ,другой материал .в итоге изображение меняло форму.становилось подвижным. фигуры готов были вот вот встать и пойти.
возможно эта уже не ново. но тем не менее интересно. кроме того у кати свои цвета и кроме того что изображение меняется ,меняется так же цвет.

Уважаемый artmig1978, на клавишу "shift" иногда нажимайте.
Правила русского языка на этом форуме никто не отменял!

sergejnowo 26.10.2009 18:50

Вложений: 5
Цитата:

Сообщение от sergejnowo (Сообщение 662285)
Работа абсолютно не эффектна не душевна, в ней нет тепла. Фотографировать очень сложно. Попробую выложить фрагменты.

...........


Часовой пояс GMT +3, время: 08:01.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot