![]() |
Фоторепортаж: Центр им. Сахарова, «Журнал А-Я»
Вложений: 3
В центре им. Сахарова проходит выставка, посвященная истории издания журнала А-Я. Журнал считался трибуной для неофициального русского искусства, издавался в Париже с 1979 по 1986 г. Главным редактором был Игорь Шелковский, собственно все другие должности тоже занимал он: корректор, макетист, секретарь, художественный редактор, технический редактор и курьер. Это своего рода моножурнал.
|
Вложений: 4
Материалы для журнала поступали из России: художники пересылали свои статьи, слайды со своих работ, материалы искусствоведческого характера. Многое исчезало бесследно в процессе пересылки, поэтому приходилось каждый номер делать из различных материалов:
"К великому сожалению ни один номер «А-Я» не был спланирован идеально и сделан так, как задумывался. Постоянно приходилось идти на компромиссы между тем, что надо бы для идеального номера, но недоступно в настоящий момент, и тем, что есть в наличии. Иногда я сравнивал себя с поваром, которому надо приготовить съедобное блюдо из трех рыбешек, двух морковок и пачки какао, хороших самих по себе, но почти несоединимых продуктов". (И.Шелковский "Журнал на подоконнике" http://www.sakharov-center.ru/museum.../a-ya/1990.php) Журнал не был политизированным, но тем не менее доблестные службы кгб были начеку. И многие художники просили Шелковского больше не печатать в журнале их работы, для примера письмо Франциско Инфанте. |
Вложений: 5
Журнал был солидный, на качественной бумаге, сразу вызвал интерес у западной публики. Редкая возможность увидеть неофициальное русское искусство, художников творивших в ссср. У последних появилась возможность высказаться - свободно излагать свои взгляды на искусство, дискутировать и обмениваться мнениями.
на фото - репродукции материалов, фотографий, которые печатались в журнале, авторы указаны в названии фото. на последней фотографии (сверху вниз) Юрий Купер в своей парижской мастерской; Генрих Худяков на улице Нью-Йорка; Иван Чуйков в Москве. |
Вложений: 10
Многие художники в разные годы печатались в этом журнале. Он заменял выставки, которых они были лишены в советсвом союзе. С одной стороны - возможность высказаться, а с другой - большой риск, т.к. художники чувстовали давление системы (вызовы для беседы в кгб, обыски, запрет выставок, изъятие художественных работ, даже срочные призывы в армию).
По сути журнал не вел никакой антисоветской деятельности, все статьи были посвящены искусству, но, как казалось ссср, в невыгодном для него свете. на выставке представлены репродукции работ, печатавшихся в журнале. авторы работ указаны в названии фото. |
Вложений: 10
Журнал нацелен был избегать оценочных или хвалебных статей, упор на информативность, писали об идеях, которые художник развивает в своем творчестве.
Фотография "Сталин показывающий нос" была подарена (за ненадобностью) журналу "А-Я" журналом "Синтаксис". Предполагаемое ее происхождение - архив дочери Сталина Светланы Алиллуевой. По другим опубликованным фотографиям удалось установить ее время и обстоятельства. Она сделана в 1932 году на ступеньках Мавзолея. В журнале фотография была использована в качестве иллюстрации к статье Владимира Паперного "Культура 2" (о сталинской архитектуре). |
Вложений: 10
И еще несколько репродукций.
Скульптура: Александр Ней "Дети в лесу" 2008 (основана на работе 1975) акрил, масло на папье-маше; Александр Ней "Прорыв" 1988 белая терракота; Дмитрий Пригов "Банка автобиографии" 1975, "Банка будущего" 1973 и "Банка вопрошания" 1975, консервная банка/ смешанная техника; Игорь Шелковский "Пакет молока" 1973 дерево/краска; Ростислав Лебедев "Russian Halloween" 2004, оргалит, эмаль, матрешки; Вадим Сидур "Памятник погибшим от насилия" 1965 алюминий; Вадим Сидур "Похороны. Памятник погибшим в пустыне" 1965 алюминий. |
Вложений: 1
К сожалению журнал просуществовал недолго - всего восемь номеров. Причина закрытия - отсутствие финансирования. первый номер издавался на средства иностранного бизнесмена, собственно и предложившего издавать русский журнал за рубежом. несколько номеров были изданы на средства парижской галерейщицы Дины Верни. Ей нравилось советсвое искусство и она хотела поддержать московских художников. Журнал издавался на трех языках - русском, французском и английском. Подводя итог, можно сказать что журнал "А-Я" давал надежду отчаявшимся, помогал в сложное для художников время. Само издание журнала было для Игоря Шелковского под девизом "спасение утопающих - дело самих утопающих" ("Журнал на подоконнике").
|
Tamila, просто супер. Самый лучший фоторепортаж, отличная выставка. И хорошие комментарии. Единственное, мне кажется что фраза о Дине Верни: "Ей нравилось советское искусство и она хотела поддержать московских художников" несколько высокопарная. Из того, что приходилось читать, женщина она с сильной деловой хваткой и мотивы вряд ли были исключительно просветительскими. А с другой стороны -- неважно. Остался в истории хороший журнал, своего рода летопись и настоящий индепендент.
И еще на всякий случай для понимания: "картины" в экспозиции этой выставки -- это репродукции, наклееная бумага. Скульптуры настоящие и рабочие материалы, фотодокументы тоже. |
Часовой пояс GMT +3, время: 20:24. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.